На главную
На главную

ГОСТ Р 51659-2000 «Вагоны-цистерны магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия»

Стандарт распространяется на вновь изготавливаемые вагоны-цистерны (далее - цистерны), предназначенные для перевозки затвердевающих, жидких, сыпучих грузов и сжиженных газов.
Стандарт не распространяется на цистерны для перевозки криогенных сжиженных газов.

Обозначение: ГОСТ Р 51659-2000
Название рус.: Вагоны-цистерны магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия
Статус: действующий (Введен впервые)
Заменяет собой: ГОСТ 10674-82* «Вагоны-цистерны магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия»
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 01.07.2001
Разработан: ТК 243 "Вагоны"
Утвержден: Госстандарт России (31.10.2000)
Опубликован: ИПК Издательство стандартов № 2000

ГОСТ Р51659-2000

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВАГОНЫ-ЦИСТЕРНЫМАГИСТРАЛЬНЫХ
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм

Общиетехнические условия

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕНГосударственным Техническим комитетом по стандартизации ТК 243 «Вагоны»

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПостановлениемГосстандарта России от 31 октября 2000 г. № 282-ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ГОСТ Р 51659-2000

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВАГОНЫ-ЦИСТЕРНЫМАГИСТРАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
КОЛЕИ 1520 мм

Общие технические условия

Tank cars of 1520 mm gauge main line railways.
General specifications

Дата введения 2001-07-01

1Область применения

Настоящийстандарт распространяется на вновь изготавливаемые вагоны-цистерны (далее -цистерны), предназначенные для перевозки затвердевающих, жидких, сыпучих грузови сжиженных газов.

Стандарт нераспространяется на цистерны для перевозки криогенных сжиженных газов.

Обязательныетребования к качеству продукции изложены в разделах 3, 5-7, 10 и пунктах 4.1.1, 4.1.3, 4.2.1, 4.2.2, 4.2.4-4.2.15,4.2.17,4.2.18-4.2.25,4.2.27-4.2.33,4.3.2,4.4.

2 Нормативныессылки

В настоящемстандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.601-95Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 2.602-95 Единаясистема конструкторской документации. Ремонтные документы

ГОСТ9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытиялакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность.Общие требования

ГОСТ12.1.010-76 Система стандартов безопасности труда. Взрывобезопасность.Общие требования

ГОСТ12.2.085-82 Система стандартов безопасности труда. Сосуды, работающие поддавлением. Клапаны предохранительные. Требования безопасности

ГОСТ15.001-88 Система разработки и постановки продукции на производство.Продукция производственно-технического назначения

ГОСТ15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство.Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ17.2.4.02-81 Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методамопределения загрязняющих веществ

ГОСТ380-94 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 977-88Отливки стальные. Общие технические условия

ГОСТ 1033-79Смазка, солидол жировой. Технические условия

ГОСТ 1205-73Колодки чугунные, тормозные для вагонов и тендеров железных дорог широкойколеи. Конструкция и основные размеры

ГОСТ 1561-75Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог

ГОСТ1759.0-87 Болты, винты, шпильки и гайки. Технические условия

ГОСТ 1759.1-82Болты, винты, шпильки, гайки и шурупы. Допуски. Методы контроля размеров иотклонений формы и расположения поверхностей

ГОСТ 1759.2-82 Болты,винты и шпильки. Дефекты поверхности и методы контроля

ГОСТ 1759.3-83Гайки. Дефекты поверхности и методы контроля

ГОСТ 2593-82Рукава соединительные для тормозов подвижного состава железных дорог.Технические условия

ГОСТ 3191-93 Вагоныжелезных дорог колеи 1520 мм. Детали из древесины и древесных материалов. Общиетехнические условия

ГОСТ3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества

ГОСТ3262-75 Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия

ГОСТ 3333-80Смазка графитная. Технические условия

ГОСТ 3475-81Устройство автосцепное подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм.Установочные размеры

ГОСТ 4366-76Смазка солидол синтетический. Технические условия

ГОСТ5520-79 Сталь листовая углеродистая низколегированная и легированная длякотлов и сосудов, работающих под давлением. Технические условия

ГОСТ5632-72 Стали высоколегированные и сплавы коррозионно-стойкие, жаростойкиеи жаропрочные. Марки

ГОСТ6996-66 Сварные соединения. Методы определения механических свойств

ГОСТ7350-77 Сталь толстолистовая коррозионно-стойкая, жаростойкая ижаропрочная. Технические условия

ГОСТ 7409-90Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические условиядля разработки технологий получения лакокрасочных покрытий

ГОСТ 7505-89Поковки стальные штампованные. Допуски, припуски и кузнечные напуски

ГОСТ8479-70 Поковки из конструкционной, углеродистой и легированной стали.Общие технические условия

ГОСТ8733-74 Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные итеплодеформированные. Технические требования

ГОСТ 8734-75Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные. Сортамент

ГОСТ9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорогколеи 1520 мм

ГОСТ 9246-79Тележки двухосные грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 мм.Технические условия

ГОСТ9544-93 Арматура трубопроводная запорная. Нормы герметичности затворов

ГОСТ10885-85 Сталь листовая горячекатаная двухслойная коррозионно-стойкая.Технические условия

ГОСТ14254-96 (МЭК 529-89)Изделия электротехнические. Оболочки. Степени защиты. Обозначения. Методыиспытаний

ГОСТ15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения дляразличных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения итранспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ18194-79 Установки для нижнего слива (налива) нефти и нефтепродуктовжелезнодорожных вагонов-цистерн. Технические условия

ГОСТ19281-89 (ИСО 4950-2-81, ИСО 4950-3-81, ИСО 4951-79, ИСО 4995-78, ИСО4996-78, ИСО 5952-83) Прокат из стали повышенной прочности. Общие техническиеусловия

ГОСТ 19433-88Грузы опасные. Классификация и маркировка

ГОСТ 21447-75Контур зацепления автосцепки

ГОСТ22235-76 Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общиетребования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных иманевровых работ

ГОСТ 22703-91Детали литые автосцепного устройства подвижного состава железных дорог колеи1520 мм. Общие технические условия

ГОСТ 22780-93(ИСО 1005-9-86) Оси для вагонов железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Типы,параметры и размеры

ГОСТ24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения

ГОСТ 26358-84Отливки из чугуна. Общие технические условия

ГОСТ28338-89 (ИСО 6708-80) Соединения трубопроводов и арматуры. Проходыусловные (размеры номинальные). Ряды

ГОСТ 29329-92Весы для статического взвешивания. Общие технические требования

3 Основные параметры иразмеры

Основныепараметры и размеры цистерн должны соответствовать:

расчетнаянагрузка от колесной пары на рельсы, кН (тс)                      ГОСТ22780

конструкционнаяскорость, км/ч                                                              120

габарит                                                                                                         ГОСТ9238.

4Технические требования

4.1 Общие требования

4.1.1Цистерны изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта,технических условий (ТУ) на конкретные модели цистерн по рабочим чертежам.

4.1.2Цистерны изготавливают климатического исполнения У, категории 1 по ГОСТ 15150 .

Допускаютсядругие виды исполнений в соответствии с заказом.

4.1.3Цистерна должна состоять из следующих основных сборочных единиц:

- емкости(котла) с арматурой;

- креплениякотла к платформе;

- платформы,оборудованной:

а) тележками поГОСТ 9246;

б) автосцепнымиустройствами с установочными размерами по ГОСТ 3475 и контуром зацепленияавтосцепки по ГОСТ 21447, с оборудованием автосцепок верхним и нижнимограничителями вертикальных перемещений и поглощающими аппаратамиэнергоемкостью не менее 100 кДж в приработанном состоянии;

в)автоматическим тормозом, состоящим из воздухопровода, рычажной передачи савторегулятором, воздухораспределителя, тормозного цилиндра, запасногорезервуара по ГОСТ 1561, концевых кранов, разобщительного крана, соединительныхрукавов по ГОСТ 2593;

г) стояночнымтормозом.

4.1.4Цистерны допускается изготавливать со следующими устройствами иприспособлениями:

- переходными площадками,расположенными на консолях рамы;

- будками длясопровождающих лиц;

- авторежимом,обеспечивающим автоматическое изменение силы нажатия тормозных колодок взависимости от загрузки цистерны;

- котлами, навнутреннюю поверхность которых нанесено защитное металлическое, полимерное илилакокрасочное покрытие;

- защитнымиэкранами днищ котла;

- концевымибалками рам, приспособленными для установки буферных комплектов. Допускаютсядругие устройства и приспособления.

4.2 Требования к конструкции, материалам икомплектующим изделиям

4.2.1Конструкция цистерн должна соответствовать требованиям действующих «Норм длярасчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм(несамоходных)» (далее - «Нормы для расчета») [1].

4.2.2Котлы цистерн должны быть оборудованы люками-лазами, устройствами для загрузкии выгрузки, предохранительной контрольной арматурой, наружной лестницей,подножками, поручнями, помостами.

4.2.3 Взависимости от назначения цистерн котлы могут быть оборудованы подогревающимустройством, теневой защитой, теплоизоляционным покрытием, приспособлениями дляустановки запорно-пломбировочных устройств и другими устройствами.

4.2.4Котлы цистерн должны иметь конфигурацию и (или) быть оборудованы устройствами,способствующими полной выгрузке продукта. Котлы нефтебензиновых цистерн снижним сливом оборудуют унифицированными сливными устройствами.Присоединительные размеры сливного устройства - по ГОСТ 18194 .

4.2.5Цистерны, используемые для перевозки опасных грузов, должны соответствоватьтребованиям действующих «Правил устройства» [2].

4.2.6Цистерны для перевозки опасных грузов оборудуют устройствами защиты котла иарматуры, а также устройством, обеспечивающим герметизированный отбор проб.

4.2.7Люк-лаз должен быть диаметром не менее 450 мм.

4.2.8Условные проходы трубопроводов для загрузки и выгрузки цистерн - по ГОСТ 28338.

4.2.9Пропускная способность предохранительных клапанов цистерн, изготовленных всоответствии с требованиями действующих «Правил устройства» [2], должна соответствовать ГОСТ 12.2.085 .

4.2.10В конструкции цистерны должны быть предусмотрены места для установки типовыхдомкратов по концам шкворневых балок.

4.2.11Изготовление, монтаж, наладка и испытания электрооборудования цистерн сэлектрообогревом должны соответствовать требованиям действующих «Правилустройства электроустановок» [3] и ГОСТ12.1.004 .

4.2.12В конструкции рычажной передачи тормоза должна быть предусмотрена установка каккомпозиционных, так и чугунных тормозных колодок по ГОСТ 1205. Вновьизготавливаемые цистерны оборудуют композиционными тормозными колодками.

4.2.13В конструкции цистерны должны быть предусмотрены унифицированные тяговыекронштейны для перемещения цистерны безрельсовым транспортом.

4.2.14Цистерна должна быть оборудована двумя боковыми подножками с поручнями длясоставителей поездов с расположением подножек в консольных частях рамы состороны расцепного рычага автосцепки. При расположении в консольных частях рамыцистерны наружных лестниц допускается совмещение подножки для составителей слестницей.

4.2.15Рамы, детали рычажной передачи тормоза изготавливают из низколегированныхсталей по ГОСТ 19281 категории не ниже 13 и 14 соответственно.

4.2.16Применение других низколегированных сталей с гарантированным уровнеммеханических свойств допускается по согласованию с заказчиком и МПС РФ, а дляцистерн, перевозящих опасные грузы, также с органами госнадзора.

4.2.17Котлы, детали арматуры, предохранительных, сливоналивных или разгрузочныхустройств цистерн должны быть изготовлены из сталей по ГОСТ 5520 , коррозионно-стойких сталей по ГОСТ 5632 , ГОСТ 7350 или двухслойных сталей по ГОСТ 10885 , алюминия и его сплавов, титана и других материалов.

4.2.17.1 Дляостальных элементов цистерны допускается применение сталей по ГОСТ 380 и ГОСТ1050.

4.2.18Материалы и внутренние покрытия котлов цистерн, предназначенных для перевозкипищевых продуктов, должны быть согласованы с соответствующими органамиздравоохранения.

4.2.19Для изготовления деталей, подвергающихся сварке, применяют сталь с гарантиейсвариваемости.

4.2.20 Литыедетали автосцепного устройства изготавливают в соответствии с ГОСТ 22703,остальные литые стальные детали - по ГОСТ 977.

4.2.21 Литыечугунные детали изготавливают в соответствии с ГОСТ 26358.

4.2.22 Поковкии штамповки изготавливают в соответствии с ГОСТ8479 и ГОСТ 7505.

4.2.23 Деталииз древесины и древесных материалов - по ГОСТ 3191.

4.2.24Крепежные детали - по ГОСТ 1759.0 -ГОСТ 1759.3.

4.2.25Тормозную воздушную магистраль изготавливают из холоднодеформированных труб по ГОСТ 8733 и ГОСТ 8734 .

4.2.26Допускается, по согласованию с заказчиком и МПС РФ, а для цистерн, перевозящихопасные грузы, - с органами госнадзора, применять усиленные трубы по ГОСТ3262.

4.2.27Цистерны, кроме внутренних поверхностей котлов и мест, специальнопредусмотренных в технической документации, должны быть окрашены.

4.2.28Технические требования к лакокрасочным покрытиям - по ГОСТ 7409.

4.2.29 Внешнийвид лакокрасочных покрытий должен соответствовать VII классу по ГОСТ9.032.

4.2.30Поверхности деталей и сборочных единиц, не доступные для окрашивания всобранном виде, окрашивают до сборки.

4.2.31 Навнутренние поверхности сварных стальных конструкций замкнутого профиля,выполненных сплошными швами, покрытия не наносят.

Покрытия навнутренние поверхности стальных сварных конструкций замкнутого профиля,свариваемых прерывистыми швами, а также на сопрягаемые поверхности под дуговуюсварку прерывистыми швами, наносят по ГОСТ 7409.

4.2.32 Резьбуболтов, кроме болтовых соединений внутри котлов цистерн, трущиеся поверхностирычагов, тяг, осей смазывают.

4.2.33Рабочие поверхности подпятниковых мест при постановке рамы на тележки смазываютсмазкой солидол Ж по ГОСТ 1033, графитной смазкой по ГОСТ 3333 или смазкой солидол С по ГОСТ 4366. При применении защищающих отизносов опорные и цилиндрические поверхности прокладок и обеспечении низкогокоэффициента трения смазку допускается не применять.

4.3 Требования к надежности

4.3.1Требования к надежности устанавливают в ТУ на конкретные модели цистерн.

4.3.2Номенклатура показателей надежности цистерн должна включать, лет:

- назначенныйсрок службы;

- назначенныйсрок службы до первого капитального ремонта;

- назначенныйсрок службы до первого деповского ремонта.

По истеченииназначенного срока службы цистерны, независимо от ее технического состояния, ееэксплуатацию прекращают и принимают решение о:

- проведениикапитально-восстановительного ремонта и модернизации цистерны с установлениемнового назначенного срока службы;

- возможностипродления назначенного срока службы;

- списании.

4.3.3Показатели надежности комплектующих сборочных единиц и деталей цистерн - всоответствии с НД на конкретные изделия.

4.4 Маркировка

4.4.1 На боковомшвеллере рамы цистерны наносят маркировку, содержащую:

- заводскойномер цистерны по системе нумерации предприятия-изготовителя;

- наименованиепредприятия-изготовителя или его товарный знак;

- массу тары;

- годизготовления, а для цистерн, подведомственных Госгортехнадзору, дату очередногоосвидетельствования.

4.4.2 Наметаллическую табличку, установленную на наружной поверхности хребтовой балки,наносят маркировку платформы:

- наименованиеили товарный знак предприятия-изготовителя;

- заводской номерплатформы по системе нумерации предприятия-изготовителя;

- годизготовления;

- обозначениеосновной марки стали, применяемой для изготовления хребтовой балки.

4.4.3 На каждыйкотел наносят маркировку, содержащую:

- наименованиеили товарный знак предприятия-изготовителя;

- заводскойномер по системе нумерации предприятия-изготовителя;

- рабочее ипробное давление (для котлов, подведомственных Госгортехнадзору);

- годизготовления;

- датупроведенного и очередного освидетельствования (для котлов, подведомственныхГосгортехнадзору).

4.4.4Маркировка на цистернах для перевозки нефтепродуктов должна включать типкалибровки котла.

4.4.5 Нацистерны, предназначенные для перевозки опасных грузов, наносят знаки опасностии предупредительные надписи, обеспечивающие их безопасную эксплуатацию всоответствии с ГОСТ 19433 и «Правилами перевозок грузов» [5].

4.4.6 Порезультатам сертификации цистерны маркируют знаком соответствия согласно национальнойсистеме сертификации. Знак соответствия наносят на металлическую табличку внепосредственной близости к товарному знаку предприятия-изготовителя.

4.5 Комплектность

4.5.1 Всоответствии с договором на поставку к цистерне прилагают:

- техническийпаспорт на цистерну;

- паспорт насосуд, работающий под давлением (свыше 0,07 МПа);

- паспорт напредохранительно-впускной клапан с расчетом пропускной способности;

- копиюсертификата соответствия (при его наличии).

4.5.2 Ремонтнуюдокументацию по ГОСТ 2.602и руководство по эксплуатации по ГОСТ 2.601 поставляют по заявкепотребителя.

5 Требованиябезопасности и охраны окружающей среды

5.1 Конструкцияцистерны должна соответствовать требованиям безопасности в течение всегопериода эксплуатации при выполнении потребителем требований, установленныхнастоящим стандартом и ГОСТ22235.

5.2Обязательными показателями безопасности цистерн являются:

- напряжение восновных несущих элементах конструкции;

- коэффициентзапаса прочности (сопротивления усталости);

- коэффициентывертикальной и горизонтальной динамики цистерны;

- коэффициентзапаса устойчивости цистерны от опрокидывания при движении по кривым участкампути;

- коэффициентзапаса устойчивости колесной пары против схода с рельсов;

- расчетныйкоэффициент силы нажатия чугунных или композиционных тормозных колодок припорожнем и груженом режимах торможения;

- расчетныйкоэффициент сцепления колес с рельсами при всех режимах торможения (с позициивозможности юза);

- обеспечениеавтоматического сцепления и прохода сцепленных и одиночных вагонов в кривыхмалого радиуса, по кривым участкам пути и сортировочной горке.

Значенияобязательных показателей безопасности - в соответствии с «Нормами для расчета»[1].

5.3 Нормыгерметичности затворов и выбор классов герметичности, устанавливаемой на котлезапорной арматуры, должны соответствовать ГОСТ9544.

5.4 Конструкциятормозной системы должна обеспечивать расчетную тормозную эффективность.

5.5 Стояночныйтормоз должен осуществлять затормаживание одиночной груженой цистерны на уклонедо 0,03 усилием не более 300 Н, приложенным к рукоятке винта тормоза.Конструкция стояночного тормоза должна исключать его самопроизвольный отпуск.

5.6Наружные лестницы, расположенные под углом менее 70° к горизонтальной оси,должны быть оборудованы поручнями.

5.7 Цистерныоборудуют поручнями и подножками для составителей поездов и приспособлениями,установленными на лобовом листе, для крепления концевых сигнальных устройств.

Подножкиоборудуют поручнями, помосты - ограждениями, переходные площадки - ограждениямии ступеньками.

5.8 Будки длясопровождающих оборудуют сиденьем и ограждением. Сиденье должно быть откиднойконструкции.

5.9 Ступенькилестниц изготавливают из стального рифленого листа, подножки - «колосниковоготипа», помосты - «колосникового типа» или из просечно-вытяжного листа для исключенияскольжения по ним ног. Помосты должны обеспечивать сток попадающей на нихжидкости.

5.10 Креплениепоручней лестниц и другого оборудования должно исключать самопроизвольноеотвинчивание гаек, болтов.

5.11Конструкция цистерн для перевозки жидких грузов должна исключать попаданиеперевозимого груза на тормозное оборудование.

5.12Конструкция цистерн должна исключать накопление статического электричества.Цистерны должны иметь устройство для заземления при загрузке и выгрузкепродукта.

5.13 Требованиябезопасности к конструкции цистерн с электрообогревом должны соответствовать ГОСТ12.1.004, ГОСТ 12.1.010 и«Правилам устройства электроустановок» [3].

5.14Минимальное электрическое сопротивление между всеми элементами цистерны - открыши до рельсов - не более 0,15 Ом.

5.15Степень защиты электрического оборудования системы разогрева цистерн дляперевозки затвердевающих грузов - IP44 по ГОСТ 14254 . Электрические провода, относящиеся собственно к цистернам, и места ихсоединений должны быть защищены от механических повреждений.

5.16В местах, предусмотренных для домкратов, должны быть установлены планки срифленой поверхностью.

5.17Цистерны оборудуют устройствами, предохраняющими от падения на путь шарнирно закрепленныхсборочных единиц и деталей.

5.18 Установкаэксплуатационного оборудования цистерн для перевозки опасных грузов (устройствслива и налива, контрольно-измерительных приборов и предохранительныхустройств) должна исключать возможность их повреждения при движении,погрузочно-разгрузочных работах, в аварийных ситуациях.

5.19Цистерны должны быть оборудованы уровнемерами или другими устройствами контроляуровня.

5.20 Сливоналивные устройства цистерн, предназначенных для перевозкиопасных грузовкласса 2 по ГОСТ 19433, оборудуют скоростными клапанами, исключающими выходпродукта при разрыве трубопровода.

5.21 Наконечники головка соединительного рукава, концевой и разобщительный краны, ручкапереключателя режимов и толкатель выпускного клапана воздухораспределителя,сигнальный отросток замка автосцепки, штурвал стояночного тормоза должны бытьокрашены в красный цвет.

5.22 Котлыцистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов, должны быть оборудованыпредохранительными или предохранительно-впускными клапанами, устройствамиконтроля уровня налива и другими устройствами, необходимыми для безопасного иэкологически чистого транспортирования, погрузки и выгрузки грузов.

5.23Рабочие органы предохранительных и предохранительно-впускных клапанов должны бытьзакрыты защитным колпаком.

5.24Самопроизвольная разгерметизация затворов сливоналивных устройств недопускается.

5.25На боковой поверхности рамы с двух сторон сливного устройства наносят надписьоб обязательном закрытии крышки сливного устройства.

5.26Изготовление, испытание, приемка котлов и арматуры цистерн, предназначенных дляперевозки опасных грузов, - в соответствии с требованиями «Правил устройства» [2].

5.27 Вконструкции цистерны следует применять материалы, обеспечивающие ее утилизациюпо истечении срока службы.

5.28 Конструкция цистерн при соблюдении правил эксплуатации,обслуживания и ремонта должна предотвращать загрязнения окружающей среды твердыми,жидкими и газообразными веществами.

5.29 Требованиябезопасности к комплектующим изделиям указывают в НД на конкретные изделия.

6Правила приемки

6.1 Дляпроверки соответствия цистерны требованиям настоящего стандарта проводятприемосдаточные, периодические, типовые и сертификационные испытания всоответствии с ГОСТ15.309.

6.2Соответствие опытных образцов цистерн требованиям настоящего стандартапроверяют при проведении приемочных испытаний по ГОСТ15.001.

6.3Приемосдаточным испытаниям подвергают каждую цистерну.

6.4 Приприемосдаточных испытаниях проверяют соответствие цистерны требованиям 4.1.3, 4.1.4, 4.2.2-4.2.7, 4.2.10,4.2.13,4.2.14,4.2.27-4.2.33,4.4,4.5,5.6-5.11, 5.15-5.19, 5.20-5.23, 5.25, 5.28 настоящего стандарта, требованиям документации вобъеме, установленном на конкретную модель цистерны.

6.5Периодическим испытаниям подвергают одну вновь изготовленную в течениеконтролируемого периода и выдержавшую приемосдаточные испытания цистерну каждоймодели в сроки, оговоренные в ТУ, но не реже чем один раз в три года. Припериодических испытаниях контролируют все параметры, размеры и показателиназначения, функционирование механизмов и устройств цистерны, а такжесоответствие цистерны требованиям 4.1.3, 4.1.4, 4.2.2-4.2.7, 4.2.9, 4.2.10,4.2.13,4.2.14,4.4,5.6-5.11, 5.15-5.17, 5.19-5.23, 5.25настоящего стандарта.

6.6 В ходе сертификационныхиспытаний проверяют соответствие цистерн обязательным требованиям настоящегостандарта.

7 Методы контроля

7.1 Испытанияцистерн проводят при значениях климатических факторов внешней среды,соответствующих исполнению У по ГОСТ15150.

7.2 Составныечасти цистерн и цистерны в целом проверяют на соответствие требованиям 4.1.1, 4.1.2, 4.2.4, 4.2.5, 4.2.7, 4.2.8, 4.2.11,4.2.12,4.2.15,4.2.17,4.2.19-4.2.33при проведении технического контроля.

7.3 Приконтроле цистерн применяют поверенные и калиброванные средства измерения.

7.4 Массу тарыпроверяют взвешиванием цистерны на вагонных весах по ГОСТ 29329 с погрешностью± 50 кг.

7.5 Грузоподъемностьцистерны, объем котла, нагрузку от колесной пары на рельсы, конструкционнуюскорость (раздел 3),соответствие «Нормам для расчета» [1] (4.2.1) проверяют расчетомили экспериментально по методикам, утвержденным в установленном порядке.

7.6 Вписываниев габарит (раздел 3) проверяют расчетом и проходом цистерн черезгабаритную рамку.

7.7 Сборку иустановку котла, рамы, тележек, лестниц, помостов, сливоналивной арматуры,предохранительных устройств, работоспособность механизма автосцепки, тормозногои другого оборудования цистерн, герметичность котла со сливоналивной арматуройи предохранительными устройствами, маркировку, цвет и качество окраски (п. 4.1.3, 4.1.4, 4.2.2-4.2.4, 4.2.6, 4.2.10,4.2.13,4.2.14,4.4,4.5,5.6-5.11, 5.16-5.25)контролируют визуально и измерениями при испытаниях цистерны согласно КД и ТУ.

7.8 Плотностьвоздухопровода автотормоза проверяют в соответствии с «Инструкцией по ремонтутормозного оборудования вагонов» [4].

7.9 Контролькачества сварных соединений котла - по ГОСТ 3242. Контролькачества сварных соединений котлов цистерн, используемых для перевозки опасныхгрузов, - в соответствии с требованиями «Правил устройства» [2].

Механическиеиспытания сварных соединений котлов - по ГОСТ 6996и ТУ на изготовление котла.

7.10Герметичность сварных соединений проверяют до нанесения всех видов покрытий,кроме изделий, на внутреннюю поверхность которых нанесено защитноеметаллическое, полимерное или лакокрасочное покрытие.

7.11 Требованияк надежности (п. 4.3) контролируют по статистическим данным впроцессе эксплуатации по специально разработанным и согласованным вустановленном порядке программе и методике.

7.12 Пропускнуюспособность предохранительных клапанов (п. 4.2.9) выбирают по результатамрасчета и в соответствии с ГОСТ12.2.085.

7.13 Выполнениетребований безопасности и охраны окружающей среды (раздел 5)контролируют при приемочных и сертификационных испытаниях сравнениемфактических показателей с показателями настоящего стандарта.

7.14 Общиетребования к методам определения загрязняющих веществ - по ГОСТ17.2.4.02.

7.15 Входной контрольматериалов и комплектующих изделий, поступающих для изготовления цистерн,проводят в порядке, установленном предприятием-изготовителем в соответствии стребованиями ГОСТ 24297.

8Транспортирование и хранение

8.1 Цистернытранспортируют к месту эксплуатации как груз на своих осях.

8.2 Хранениецистерн - по группе условий хранения 7(Ж1) ГОСТ15150.

9Указания по эксплуатации

9.1 Цистерны должныиспользоваться по назначению в соответствии с правилами техническойэксплуатации железных дорог.

Использованиецистерн для перевозки опасных грузов должно быть согласовано спредприятием-изготовителем, МПС РФ, Госгортехнадзором, предприятием - владельцемподвижного состава.

9.2Эксплуатационные нагрузки не должны превышать установленных «Нормами длярасчета» [1].

9.3 Приэксплуатации и техническом обслуживании цистерн следует руководствоватьсятребованиями ГОСТ22235, инструкциями и правилами по содержанию и ремонту, обслуживанию иэксплуатации как цистерны в целом, так и ее составных частей.

9.4Использование для перемещения цистерны и выполнения маневров ее элементов, заисключением специально предназначенных, не допускается.

9.5 Заменаэлементов цистерны в пределах гарантийного срока в эксплуатации другими,отличающимися по конструкции или материалам от предусмотренных в чертежахизготовителя, без согласования с ним и МПС РФ не допускается.

9.6 Отбор пробиз цистерн, содержащих опасный продукт, производят герметично.

9.7 Цистерны,содержащие опасный груз, должны иметь маркировку, характеризующую транспортнуюопасность груза. Маркировка должна содержать:

- знакопасности по ГОСТ 19433;

- серийныйномер ООН;

- номераварийной карточки.

10 Гарантии изготовителя

10.1Изготовитель гарантирует соответствие цистерн требованиям настоящего стандарта.

10.2Гарантийные сроки эксплуатации цистерн устанавливают в ТУ на конкретные моделицистерн со дня продажи, не менее срока до первого деповского ремонта присоблюдении правил эксплуатации, обслуживания и ремонта.

10.3Гарантийные сроки на сменные сборочные единицы, детали и комплектующие изделиядля цистерн устанавливают в НД на конкретные изделия.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

Библиография

1Нормы для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм(несамоходных). ГосНИИВ, ВНИИЖТ, М., 1996

2Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением(ПБ10-115-96). Утв. Госгортехнадзором России 18.04.95 № 20

3 Правилаустройства электроустановок. Энергоиздат, М., 1986

4Инструкция по ремонту тормозного оборудования вагонов. ЦВ-ЦЛ-292. Утв. МПС РФ23.09.94

5Правила перевозок грузов. М., «Транспорт», 1976

Ключевые слова:вагон-цистерна, габарит, котел, тележка, тормоз, колесная пара, материал,эксплуатация, контроль, испытания, безопасность

3
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.