На главную
На главную

ГОСТ 28705-90 «Центрифуги промышленные. Технические требования»

Настоящий стандарт распространяется на серийно выпускаемые промышленные центрифуги непрерывного и периодического действия всех типов и устанавливает общие технические требования к проектированию и изготовлению центрифуг. Настоящий стандарт не распространяется на центрифуги, применяемые в пищевой промышленности, а также изготовляемые по разовым заказам, экспериментальные и лабораторные.

Обозначение: ГОСТ 28705-90
Название рус.: Центрифуги промышленные. Технические требования
Статус: действующий (Введен впервые)
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 01.07.1991
Разработан: Минтяжмаш СССР
Утвержден: Госстандарт СССР (29.10.1990)
Опубликован: Издательство стандартов № 1991

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ СОЮЗА ССР

 

ЦЕНТРИФУГИПРОМЫШЛЕННЫЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕТРЕБОВАНИЯ

ГОСТ 28705-90

(СТ СЭВ6905-89)

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ
КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ

Москва

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ЦЕНТРИФУГИ ПРОМЫШЛЕННЫЕ

Технические требования

Industrial centrifuges.
Technical requirements.

ГОСТ
28705-90

(СТ СЭВ 6905-89)

Дата введения 01.07.91

 

Настоящий стандартраспространяется на серийно выпускаемые промышленные центрифуги непрерывного и периодическогодействия всех типов и устанавливает общие технические требования кпроектированию и изготовлению центрифуг.

Настоящий стандарт нераспространяется на центрифуги, применяемые в пищевой промышленности, а такжеизготовляемые по разовым заказам, экспериментальные и лабораторные.

Требования, установленныестандартом, являются обязательными.

1. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ

1.1. Общиетребования к материалам

1.1.1. Материалы дляизготовления основных деталей центрифуг (роторов, шнеков, приводных валов, деталейредукторов и р.) должны иметь сертификаты, подтверждающие основныехарактеристики их марок. При отсутствии сертификатов материалы должны бытьподвергнуты испытаниям на заводе-изготовителе для выявления соответствияхимического состава и механических свойств нормативно-техническим документам.

1.1.2. Замена материала допускается только наравноценный материал по коррозионной стойкости и прочностным свойствам или всторону повышения этих качеств.

Замена должна быть оформленав установленном порядке.

1.2. Требования котливкам

1.2.1. Отливки должны бытьочищены от формовочной земли и пригара. Наличие дефектов, снижающих прочностьотливок и ухудшающих товарный вид, не допускается.

1.2.2. Метод исправления дефектов долженгарантировать полноценность исправленных отливок в условиях эксплуатации иудовлетворять требованиям, предъявляемым к внешнему виду отливок.

1.3. Требования кпоковкам

1.3.1. Поковки должныподвергаться термической обработке и испытаниям на образцах.

2. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ

2.1. Фильтрующий ротор, взависимости от типа и назначения центрифуги, может дополнительно снабжатьсясоответствующими фильтрующими элементами (дренирующей сеткой, фильтрующим ситоми др.). Они должны закрепляться в роторе таким образом, чтобы во время работыне возникало их смещения или отделения. Фильтрующие элементы не должны иметьскладок или вспучиваний, отрицательно влияющих на процесс фильтрования.

2.2. Кожух центрифугпериодического действия должен иметь открывающиеся крышки или люки, смотровыеокна или люки, при этом должна быть обеспечена необходимая освещенностьвнутренней полости кожуха.

2.3. Крышки или люкицентрифуг периодического действия, предназначенные для загрузки и выгрузки,должны иметь устройства, облегчающие их открывание, если усилие для их открыванияпревышает 50Н.

2.4. Конструкция резьбовыхсоединений должна обеспечить их надежность в условиях вибрационных нагрузок.

2.5. Рабочая кромкаразгрузочного устройства (ножа, шнека и др.) в технически обоснованных случаяхдолжна быть покрыта износостойкими материалами или иметь сменные лезвия илисегменты.

Сменные быстроизнашивающиесяэлементы должны легко заменяться. После замены ножей или нанесенияизносостойкого покрытия вращающееся разгрузочное устройство (шнек и др.) должнобыть заново отбалансировано.

2.6. Электродвигатели могутбыть встроенными или соединяться с приводным валом ротора муфтой, редукторомили ременной передачей.

2.7. Гидравлические приводымогут быть соединены с приводным валом муфтой или ременной передачей.

2.8. Подшипниковые узлы должныиметь надежные уплотнения, защищающие их от попадания обрабатываемого нацентрифуге продукта.

2.9. Смазка подшипниковвыбирается в зависимости от скорости вращения вала и конструкции подшипниковогоузла.

2.10. При циркуляционнойсмазке под давлением должны предусматриваться контрольные устройства зациркуляцией масла.

2.11. Сверление отверстий насварных швах ротора не допускается.

3. ТРЕБОВАНИЯ К СВАРКЕ

3.1. Сварку ответственныхузлов должны проводить сварщики, имеющие аттестат.

Сварочные швы должны подтверждатьсяклеймом сварщика.

3.2. Сварочные присадочныематериалы должны быть выбраны таким образом, чтобы сварной шов обладал, какминимум, теми же химическими и физическими свойствами, что и основной металл.

3.3. Термическая обработкапосле сварки должна проводиться по технологии, установленной для данной маркиматериала.

3.4. Для сварных деталей иузлов, работающих в условиях, вызывающих коррозионное растрескивание, снятиевнутренних напряжений при помощи термообработки, вибраций или другими способамиобязательно.

3.5. Механические испытаниясварных соединений проводят на образцах-свидетелях после снятия остаточныхнапряжений. Количество образцов и объем испытаний определяют в соответствии стехнической документацией.

3.6. Для выявлениявнутренних дефектов сварных соединений проводят контроль методом ультразвуковойдефектоскопии или радиографическим методом, или другими неразрушающими методамииспытаний, пригодными для обнаружения внутренних дефектов. Для выявлениянаружных дефектов сварных соединений из сталей, склонных к трещинообразованию,проводят испытаний цветной или магнитопорошковой дефектоскопией.

3.7. Продольные и кольцевыешвы ротора должны быть выполнены в виде стыковых сварных соединений.

Продольные швы проверяютультразвуковой дефектоскопией или радиографическим методом по всей длине, акольцевые швы проверяют неразрушающими методами контроля в объеме, не менее 10% их длины.

Для материалов, склонных ктрещинообразованию, проводят испытания сварных швов цветной илимагнитопорошковой дефектоскопией по всей длине.

При выявлении дефектовобязательному контролю тем же методом подлежит 100 % швов данного типа.

3.8. Исправленные участкисварных соединений подлежат 100 %-му контролю.

4. ТРЕБОВАНИЯ К МЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ

4.1. Детали после обработкине должны иметь острых ребер, заусенцев и задиров.

4.2. На поверхности резьб недопускаются вмятины, задиры, выкрошенные и рваные участки.

4.3. На обработанныхповерхностях не допускается наличие раковин, черноты, зарезов, вмятин.

4.4. Пятна контакта корпусныхпосадочных поверхностей должны составлять не менее 80 % и распределятьсяравномерно по поверхности.

4.5. Детали, подлежащиеповерхностному упрочнению путем цементации или азотирования, должны иметьобразцы-свидетели для контроля глубины слоя упрочнения.

5. ТРЕБОВАНИЯ К БАЛАНСИРОВКЕ

5.1. Ротор, шнек, корпусредуктора и другие вращающиеся сборочные единицы и детали должныбалансироваться динамически.

5.2. Динамическуюбалансировку гуммированных роторов или роторов, имеющих другие покрытия,следует проводить в два этапа: до покрытия и после покрытия.

5.3. Допускаемый дисбалансротора определяется конструктором на основании расчетных и экспериментальныхданных, а также опыта эксплуатации центрифуг и указывается в техническойдокументации.

5.4. Дисбаланс устраняетсяснятием или добавлением материала той же коррозионной стойкости, что ибалансируемая сборочная единица.

Добавочные грузы должны бытьнадежно закреплены или приварены.

5.5. Результаты динамическойбалансировки оформляют актом. В акте должен быть указан способ балансировки(станок), а также значение остаточного дисбаланса и число оборотов прибалансировке.

6. ТРЕБОВАНИЯ К СБОРКЕ

6.1. Все ответственныедетали, идущие на сборку, должны быть проверены службой технического контроляпредприятия-изготовителя.

6.2. Элементы роторов идругие ответственные детали, получаемые по кооперации, а также комплектующиеизделия, должны иметь сопроводительную документацию, подтверждающую ихгодность.

6.3. Наклеп и другие механическиеспособы подгонки посадочных поверхностей соединений не допускаются.

6.4. Посадку подшипников снебольшими натягами (поля допусков отверстия корпуса Н7, Is7 и вала h6, js6 поСТ СЭВ 773-77) допускается проводить запрессовкой без предварительногоподогрева; с большими натягами (поля допусков вала - k6, m6 и n6) - спредварительным подогревом в масле.

6.5. Двойные торцовыеуплотнения для герметизации вращающихся узлов должны быть проверены нагерметичность гидравлическим давлением.

Утечка через резиновыеуплотняющие кольца не допускается.

6.6. Одинарные торцовыеуплотнения после установки должны быть проверены на герметичностьпневматическим давлением.

6.7. Шаровые опорныеповерхности должны быть тщательно притерты между собой.

Площадь прилегания должнабыть не менее 70 %.

6.8. Подвижные соединениядолжны обеспечивать плавное движение деталей относительно друг друга беззаеданий и рывков.

6.9. Трубопроводы подачимасла не должны при рабочем давлении иметь утечки жидкости.

6.10. Фильтрующее сито должноплотно прилегать к внутренней поверхности ротора без складок и выпуклостей.

6.11. Карты тонколистовыхсит не должны иметь трещин.

6.12. После завершениясборки центрифуги должна быть проведена обкатка, во время которой проверяетсяфункционирование основных узлов, включая предохранительное устройство, приучастии представителя отдела технического контроля предприятия-изготовителя.

7. ТРЕБОВАНИЯ К НАДЕЖНОСТИ

Центрифуги должныудовлетворять следующим показателям надежности и долговечности:

средний ресурс докапитального ремонта, не менее - 20000 ч;

средний срок службы, неменее - 8 лет.

Примечание. Для центрифуг, предназначенныхдля обработки сред со скоростью коррозии более 0,1 мм в год, показателинадежности могут быть уменьшены.

8. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

8.1. Роторы всех центрифугдолжны быть рассчитаны на прочность.

8.2. Привод центрифугидолжен гарантировать невозможность превышения максимального числа оборотовротора.

8.3. Редуктор центрифуги сошнековой выгрузкой должен иметь защиту от перегрузки и поломки.

8.4. Все вращающиеся частицентрифуги, к которым имеет доступ обслуживающий персонал, должны обязательноиметь защитные ограждения.

8.5. На видном месте должнабыть прочно закреплена стрелка, показывающая направление вращения ротора.

8.6. Жесткость и способыкрепления подвижных и неподвижных узлов должны полностью исключать возможностьзадевания их друг о друга.

8.7. В центрифугахпериодического действия для обеспечения гарантированного зазора между ножом длявыгрузки осадка и ротором должны быть предусмотрены механические упоры.

8.8. Расположение иконструкция сборочных единиц механизмов, а также рукояток, должны обеспечиватьудобство и безопасность обслуживания и свободный доступ к тем частям машины,которые подвергаются периодическому осмотру, замене и чистке.

8.9. В системе управленияцентрифуг, имеющих тормоз, должна быть предусмотрена блокировка, не позволяющаявключить электродвигатель привода при заторможенном роторе и отключающаяэлектродвигатель при наложении тормоза в процессе работы центрифуги.

В случае, если тормозявляется аварийным, а торможение в процессе эксплуатации осуществляетсядвигателем, то при аварийном торможении двигатель должен отключаться илипереключаться на режим торможения.

8.10. Центрифуги периодическогодействия, имеющие открывающиеся люки и крышки, должны иметь блокировку,обеспечивающую невозможность их пуска при открытой крышке и препятствующуюоткрытию крышки до остановки ротора.

8.11. Центрифугипериодического действия с ручной ножевой выгрузкой должны иметь блокировку, непозволяющую включить главный электродвигатель привода до тех пор, пока нож небудет отведен в исходное положение.

8.12. Непрерывнодействующиецентрифуги со шнековой выгрузкой должны иметь блокировку, обеспечивающую выключениеэлектродвигателя при перегрузке редуктора. В технически обоснованных случаяхсистема управления центрифугой должна при этом предусматривать отключениеподачи питания.

8.13. Центрифуги, у которыхможет возникнуть нежелательное перемещение центра тяжести (дисбаланс), должныиметь специальное устройство, отключающее электродвигатель центрифуги в случаепревышения допускаемого значения вибрации или осуществляющее торможение додостижения безопасного числа оборотов.

8.14. В подводящихтрубопроводах продукта должны быть предусмотрены устройства, предупреждающиепопадание в ротор центрифуги посторонних предметов.

8.15. Центрифуги,предназначенные для обработки суспензий, способных образовывать с воздухомвзрывоопасные смеси, должны иметь герметизированное исполнение и работать подизбыточным давлением инертного газа.

8.16. В системе подачиинертного газа должна быть предусмотрена блокировка, не допускающая включениецентрифуги до установления рабочего давления инертного газа, и блокировка,обеспечивающая подачу сигнала при снижении давления инертного газа до величины,ниже допустимой. В технически обоснованных случаях при этом может отключатьсяэлектропривод.

9. ТРЕБОВАНИЯ К МОНТАЖУ И ПРОВЕДЕНИЮ
ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

9.1. На каждой центрифуге или каждом поставочномблоке центрифуги должны быть предусмотрены устройства для строповки их вполностью собранном виде при погрузочно-разгрузочных работах, а также дляподъема и установки при монтаже.

9.2. На фундаментных плитах(рамах) или на корпусах центрифуг должны быть нанесены риски, фиксирующие вплане их главные оси, для выверки положения центрифуги при монтаже.

9.3. В фундаментных плитахили корпусах центрифуг должны быть предусмотрены регулировочные отжимные винты.

9.4. На корпусах илифундаментных плитах центрифуг должны быть предусмотрены обработанные площадкидля установки уровня.

9.5. Для снижениядинамических нагрузок на несущие элементы строительных конструкций иобеспечения минимальных вибраций рабочих мест центрифуги должны иметьэффективную систему виброизоляции.

Параметры динамическихнагрузок, передаваемых на фундамент, должны быть указаны в паспорте илиинструкции по монтажу.

9.6. Технологические иэлектрические коммуникации между виброизолированной центрифугой и несущейстроительной конструкцией должны быть гибкими.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕДАННЫЕ

1. ВНЕСЕН Министерством тяжелого машиностроения СССР

2. Постановлением Государственного комитета СССР поУправлению качеством продукции и стандартам от 29.10.90 № 2722 стандарт СоветаЭкономической Взаимопомощи СТ СЭВ 6905-89 “Центрифуги промышленные. Техническиетребования” введен в действие непосредственно в качестве государственногостандарта СССР с 01.07.91.

3. Срок первой проверки - 1996 г.
Периодичность проверки - 5 лет.

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ

1 Требования к материалам

2 Требования к конструкции

3 Требования к сварке

4 Требования к механическойобработке

5 Требования к балансировке

6 Требования к сборке

7 Требования к надежности

8 Требования безопасности

9Требования к монтажу и проведению погрузочно-разгрузочных работ

 

 

1
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.