ГОСТ 27816-88* «Асфальтоукладчики. Методы испытаний» - технические нормативы по охране труда в России
Ia aeaaio?
Ia aeaaio?
Десктопная версия

ГОСТ 27816-88* «Асфальтоукладчики. Методы испытаний»

Стандарт распространяется на асфальтоукладчики, изготовляемые по ГОСТ 21915-76, и устанавливает методы проверки и определения основных параметров и показателей при испытаниях, предусмотренных ГОСТ 25569-82.

Обозначение: ГОСТ 27816-88*
Название рус.: Асфальтоукладчики. Методы испытаний
Статус: действующий (Введен впервые)
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 01.01.1989
Разработан: Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР
Утвержден: Госстандарт СССР (31.08.1988)
Опубликован: Издательство стандартов № 1988<br>ИПК Издательство стандартов № 2004

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

АСФАЛЬТОУКЛАДЧИКИ

МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

ГОСТ 27816-88

ГОСУДАРСТВЕННЫЙКОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ СОЮЗА ССР

АСФАЛЬТОУКЛАДЧИКИ

Методы испытаний

Asphall paver.
Test methods

ГОСТ
27816-88

Дата введения 01.01.89

Настоящий стандартраспространяется на асфальтоукладчики, изготовляемые по ГОСТ21915, и устанавливает правила приемки и методы проверки и определенияосновных параметров и показателей.

(Измененная редакция. Изм. №1).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Асфальтоукладчик,представленный на испытания, должен быть укомплектован запасными частями, инструментоми принадлежностями в соответствии с нормативно-технической документацией нанего.

1.2. Испытания должныпроводиться в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +5 °С.

1.3. Асфальтоукладчикисерийного производства подвергают приемо-сдаточным, а также сертификационным ипериодическим испытаниям.

Приемо-сдаточным испытаниямдолжен подвергаться каждый асфальтоукладчик. Периодическим испытаниямподвергают один асфальтоукладчик не реже одного раза в два года.Сертификационные испытания проводят в соответствии с указаниямисертификационного центра.

(Измененная редакция. Изм. №1).

1.4. Перед испытаниями (кромеприемо-сдаточных) асфальтоукладчикидолжны пройти обкатку. При обкатке асфальтоукладчика следует учитыватьтребования инструкции по эксплуатации на конкретную модель асфальтоукладчика.

(Измененная редакция. Изм. №1).

1.5. Топливо, смазочныематериалы и специальные жидкости, используемые при испытаниях, должны иметьпаспорта или сертификаты.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИСПЫТАНИЙ

2.1. Требования к средствам испытаний

2.1.1. Перечень средствизмерений, испытательного оборудования и материалов, необходимых для проведенияиспытаний, должен быть установлен в программе и методике испытаний.

2.1.2.Стандартизованные средства измерений должны быть проверены в соответствии стребованиями ГОСТ 8.513-84, нестандартизованные - аттестованы по ГОСТ 8.326-78.

2.1.3. При выборе средствизмерений ожидаемое значение измеряемой величины должно находиться в верхнейполовине шкалы.

2.1.4. Техническиехарактеристики средств испытаний (диапазон измерений, основная погрешность ит.п.), необходимые для обеспечения испытаний с требуемой точностью, должны бытьустановлены в программе и методике испытаний.

2.1.5.Подготовка к испытаниям.

Сасфальтоукладчиком, предъявляемым к испытаниям, представляется комплект документации в соответствии с табл. 1.

(Измененнаяредакция. Изм. № 1).

Таблица 1

Вид документации

Представление документации по видам испытаний

приемо-сдаточные

периодические

Программа и методика испытаний

+

+

Инструкция по эксплуатации и формуляр по ГОСТ 2.601-68

+

+

Нормативно-техническая документация на серийно выпускаемые асфальтоукладчики

+

+

Акт приемо-сдаточных испытаний

-

+

Материалы предшествующих периодических испытаний

-

+

Комплект сборочных чертежей серийного производства

-

+

Сборочные чертежи основных узлов

+

-

Материалы основных конструкторских и технологических изменений, внесенных в документацию в период между предшествующими и настоящими периодическими испытаниями

-

+

Примечание. 1. Знак «+» означает представление документации, знак «-» -документация не представляется.

2. Составкомплекта документации, представляемой на сертификационные испытания,определяется органом, проводящим эти испытания.

(Измененная редакция. Изм. №1).

2.1.6. Проводимые испытания ипроверяемые параметры приведены в табл. 2.

(Измененная редакция. Изм. №1).

Таблица 2

Проводимые испытания, проверяемые параметры

Вид испытаний

приемосдаточные

периодические

сертификационные

1. Визуальный контроль: комплектность; наличие смазки и защитных покрытий; качество сборки, окраски, сварки; наличие указателей, облегчающих обслуживание и обозначающих опасные места, наличие и комплектность сопроводительной документации

+

+

(+)

2. Проверка действия механизмов и систем на холостом ходу: двигателя; гидравлической системы; рулевого управления и трансмиссии; регулятора толщины и профиля покрытия; подъемного устройства рабочих органов; поворота боковых стенок приемного бункера; перемещения загружаемого материала, привода вибрационных рабочих органов; пневматического обеспечения ровности укладываемого покрытия управления объемом смеси в шнековой камере; всех систем электрооборудования

+

+

(+)

3. Проверка тормозов и управляемости

+

+

+

4. Геометрические размеры

 

+

(+)

5. Минимальный радиус поворот

 

+

+

6. Вместимость бункера

 

+

(+)

7. Показатели массы

 

+

(+)

8. Проверка гидросистемы: давление; степень загрязнения рабочей жидкости, температура рабочей жидкости; потери рабочей жидкости

 

+

 (+)

9. Рабочие и транспортные скорости

 

+

+

10. Качество уложенного покрытия: ровность; ширина; поперечный уклон; степень уплотнения

 

+

(+)

11. Показатели эргономики и безопасности: уровень шума; уровень вибрации; усилия на органах управления; уровень концентрации вредных веществ

 

+

+

Примечания:

1. Знак «+» означает обязательность проверки параметрапри проведении данного вида испытаний.

2. Знак (+) означает рекомендуемость проверкипараметра при проведении данного вида испытаний.

3. В случае проверки параметров, отмеченныхзнаком (+), при проведении сертификационных испытаний периодические испытанияне проводятся.

(Измененная редакция. Изм. №1).

2.2. Проверкадействия механизмов и систем

На холостом ходу и безматериала проверяют действие следующих механизмов и систем:

управления двигателем -запуском его с номинальной частотой вращения, с контролем по счетчикудвигателя;

управления ходомасфальтоукладчика - передвижением его вперед, назад, влево и вправо спереключением скоростей;

подъема и опускания рабочегооргана с закреплением его в транспортном положении;

поворота боковых стенокприемного бункера перемещением их из одного крайнего положения в другое;

продольного и поперечногоперемещения материала их включением;

привода вибрационных рабочихорганов их кратковременным включением;

автоматического обеспеченияровности укладываемого покрытия ручным перемещением щупов датчиков с проверкойдействия гидроцилиндров подъема шарниров тяговых брусьев;

управления объемом смеси вшнековой камере перемещением щупов датчиков уровня с проверкой включения и выключенияработы механизмов продольного и поперечного перемещения материала;

всех системэлектрооборудования, в том числе всего имеющегося освещения и сигнальногооборудования их включением и выключением;

подогрева выглаживающейплиты пробным включением нагревателя и подогревом до 50 °С;

других гидравлических системих включением;

регулятора толщины и профиляпокрытия вращением муфты.

При проверке гидравлическиесистемы асфальтоукладчика должны быть герметичными.

Работа всех механизмовсистем должна осуществляться плавно, без заеданий, толчков и постороннихстуков.

2.3. Проверка тормозов иуправляемости асфальтоукладчика

Управляемость (способностьвыдерживать заданный курс) и работу эксплуатационного тормоза колесныхасфальтоукладчиков проверяют при скорости не менее 10 км/ч во время пробега расстояние 1 км.

(Измененная редакция. Изм. №1).

Действие эксплуатационноготормоза проверяют трехкратным резким торможением незагруженногоасфальтоукладчика при движении его на горизонтальном участке. Тормозная системадолжна быть герметичной.

Стояночный тормоз проверяютна участке с уклоном 18 % с установкой асфальтоукладчика под уклон и противуклона или буксировкой по сухой ровной поверхности через динамометр растяженияусилием не менее 1,18×m×g,Н, где т - эксплуатационная масса асфальтоукладчика, кг; g =9,81 м/с2 - ускорение свободного падения.

При проверке управляемостиоценивается эффективность системы рулевого управления, которая должна бытьдостаточной для того, чтобы при движении асфальтоукладчика с максимальнойтранспортной скоростью следы колес асфальтоукладчика не выходили за границыпрямого испытательного коридора длиной 100 м и шириной, в 1,25 раза превышающейширину асфальтоукладчика

2.4. Измерение геометрических размеровасфальтоукладчика

2.4.1. Асфальтоукладчик вчистом виде и в ненагруженном состоянии устанавливают на горизонтальнойплощадке с твердым покрытием. Систему рулевого управления устанавливают вположение прямолинейного движения. Давление в шинах у асфальтоукладчика наколесном ходу должно соответствовать указанному в документации изготовителя.

Измеряют геометрическиеразмеры асфальтоукладчика в транспортном и рабочем положении (при максимальнойширине рабочего органа), а также размеры рабочего органа, максимальную высотуподъема плиты в рабочем положении, высоту днища бункера и другие размеры,предусмотренные программой и методикой периодических испытаний. Допускаемаяпогрешность измерения - не более 1 %.

2.4.2. Максимальную иминимальную ширину рабочего органа замеряют между внутренними плоскостямибоковых щитов.

2.4.3. Высоту днища бункераопределяют измерением расстояния между плоскостью покрытия площадки и нижнейплоскостью рейки, уложенной горизонтально на нижние поворотные стенки бункера.Длина рейки должна быть меньше расстояния между внутренними плоскостями боковыхстенок на величину диаметра из закругления.

2.5. Измерение минимального радиуса поворотаколесных асфальтоукладчиков

Радиус поворота - радиуснаибольшей из окружностей, описываемой центрами контакта шин с поверхностьюиспытательной площадки, при выполнении асфальтоукладчиком возможно болеекрутого поворота.

Асфальтоукладчик движетсяпередним ходом с минимально возможной скоростью при полном повороте вправо,т.е. при крайнем правом положении рулевого управления, пока он не опишет полныйкруг минимального диаметра.

То же повторяют при полномповороте влево.

Измерения выполняютметаллической рулеткой с длиной шкалы не менее 20 м.

2.6. Измерение вместимости бункера

Вместимость бункера измеряютпри укладке увлажненного песка.

Измерения проводят вследующей последовательности:

асфальтоукладчик с пустымбункером устанавливают на испытательной площадке;

рабочий органасфальтоукладчика опускают на бруски, обеспечивающие без дополнительнойнастройки укладку полосы заданной толщины;

полностью загружают бункерматериалом, сохраняя естественный откос насыпи, с таким расчетом, чтобы не былонезаполненных зон;

при движенииасфальтоукладчика вперед укладывают полосу до полного расхода материала ивыравнивают края;

измеряют длину L,толщину s и ширину В полосы в метрах. Измерениявыполняют линейкой с пределом измерения до 500 мм, рейкой и рулеткой с длинойшкалы не менее 20 м. Измерения повторяют дважды. За результат принимают среднееарифметическое значение из двух измерений. Вместимость бункера V, втоннах, определяют по формуле

V = L×B×s×g,

где g = 1,95 т/м3 - плотность материала.

2.7. Измерение конструктивной и эксплуатационноймассы

2.7.1. Эксплуатационнаямасса асфальтоукладчика включает конструктивную массу со всеми уширителями, массумашиниста (75 ± 3 кг), полностью заправленных топливного бака, системсмазывания, охлаждения и гидросистемы, комплекта инструментов.

2.7.2. Конструктивную массуопределяют путем вычитания из эксплуатационной массы асфальтоукладчикажидкостей в заправочных емкостях, массы машиниста и комплекта инструментов.

2.7.3. Эксплуатационнуюмассу следует измерять на платформенных весах. При их отсутствии допускаетсяприменять динамометры растяжений или сжатия с погрешностью измерения ± 1 %.

Асфальтоукладчик или частьего опоры следует располагать в центральной части площадки весов илидинамометров сжатия. При использовании динамометров растяжения стальные канатыследует крепить к местам строповки асфальтоукладчика. Допускается определениемассы асфальтоукладчика по частям.

2.8. Измерение давления в гидросистеме

Давление в гидросистемеопределяют в рабочем режиме, при номинальной частоте вращения коленчатого валадвигателя, при работе системы автоматики. Погрешность измерения не более 2 %.

Точки замеров давления в напорныхгидролиниях определяются программой и методикой испытаний.

2.9. Измерение степенизагрязнения рабочей жидкости

Измерение степенизагрязнения проводят в начале и конце испытаний асфальтоукладчика по ГОСТ17.216-71.

2.10. Измерение температурырабочей жидкости в гидросистеме

Температуру рабочей жидкостиопределяют по указателю температуры на пульте асфальтоукладчика и одновременнозамеряют термометром в баке гидросистемы в рабочем режиме.

2.11. Измерение рабочих итранспортных скоростей

2.11.1. Перед испытаниямиасфальтоукладчик должен быть прогрет до установления нормального тепловогорежима.

2.11.2. Рабочие итранспортные скорости определяют на ровном горизонтальном участке дороги припостоянной частоте вращения двигателя.

2.11.3. Скорость движения определяютинтервалом времени, в течение которого одна из точек асфальтоукладчика проходитмерный участок, длина которого должна быть не менее 2 м для рабочей скорости ине менее 10 м для транспортной скорости. Скорость асфальтоукладчика v, вм/мин рассчитывают по формуле

,

где l - длина мерного участка, м;

t -  время прохождения мерногоучастка одной из точек асфальтоукладчика (мин) для каждого выбранногопередаточного отношения трансмиссии привода хода, включая минимальное имаксимальное значения (при механической трансмиссии - для всех передаточныхотношений).

Максимальную рабочуюскорость асфальтоукладчика измеряют в рабочем режиме без нагрузки на упорныеролики.

2.12. Определение ровностипокрытия

2.12.1. Ровность (просвет подрейкой длиной 3 м) уложенного слоя асфальтобетонной смеси определяют как приработе асфальтоукладчика с системой автоматики, так и без нее.

2.12.2. Ровность уложенногослоя проверяют рейкой на участке не менее 10 м. Замеры проводятся вдоль полотнана расстоянии 0,5 м от правого и левого края. Измерение просветов под рейкойпроводят в контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м от концоврейки и друг от друга.

2.12.3. Значения просветовне должны превышать 3 мм при работе с системой автоматики и 5 мм - без нее.

2.13. Измерение шириныпокрытия

2.13.1. Ширину покрытияпроверяют при минимальной и максимальной ширине рабочего органа после укладкиувлажненного песка или асфальтобетонной смеси.

2.13.2. Измерения проводятизмерительной металлической линейкой с длиной шкалы до 20 м.

2.13.3. Отклонения отпроектных значений не должны превышать ± 5 см.

2.14. Измерение толщиныуложенного слоя

2.14.1. Толщину уложенногослоя асфальтобетонной смеси измеряют на ровном участке дороги с твердымпокрытием на расстоянии 0,5 м от краев и в середине полосы через 1 м по длинеполосы.

2.14.2. Измерения проводятизмерительной металлической линейкой с пределом измерения до 1000 мм поотобранным пробам или с помощью специального измерительного штыря.

2.14.3. Отклонения отпроектных значений не должны превышать ± 10 мм.

2.15. Определение поперечногоуклона дороги

2.15.1. Измерения проводятпри укладке увлажненного песка или асфальтобетонной смеси полосы любой ширины.

2.15.2. Величину поперечногоуклона измеряют с помощью деревянной рейки длиной 3 м. Один конец рейкиприкладывают к верхней точке поперечного профиля покрытия. Рейку устанавливаютс помощью уровня в горизонтальное положение и металлической линейкой замеряютвертикальное расстояние от другого конца рейки до покрытия.

2.15.3. Отклонения отпроектных значений не должны превышать ± 0,005 % при работе с системойавтоматики и ± 0,01 % - без нее.

2.16. Определение степениуплотнения покрытия

2.16.1. Степень уплотненияхарактеризуется коэффициентом уплотнения. Для его определения из покрытиянепосредственно за асфальтоукладчиком (без уплотнения катками) отбирают пробына расстоянии 0,5 м от каждого края и в середине полосы. Степень уплотнениядопускается определять непосредственно в покрытии дороги без его разрушения.

2.16.2.Коэффициент уплотнения определяют по ГОСТ 12801-84 .

2.17. Определение техническойпроизводительности

Техническуюпроизводительность П, в т/ч определяют при непрерывной укладке не менее 50 тасфальтобетонной смеси по формуле

П = 60×В×s×v×g,

где В - ширина полосы, м;

s -толщина покрытия, м;

v - рабочая скорость укладки,м/мин;

g - плотность слоя покрытия,т/м3.

Техническуюпроизводительность вычисляют как среднее арифметическое значенийпроизводительностей, полученных в 3-5 опытах.

2.18. Определение расходатоплива

Расход топлива определяютпри определении технической производительности за время каждого опыта с помощьюрасходомера или тарированной вместимости и градуированного щупа.

2.19. Определение потерьрабочей жидкости

Потери рабочей жидкостиопределяют за время наработки асфальтоукладчика не менее 200 моточасов методомдолива.

2.20. Проверка надежности стояночноготормоза

Проверку надежностистояночного тормоза проводят с наполненным асфальтобетонной смесью приемнымбункером. Асфальтоукладчик устанавливают на уклоне не менее 6 % в заторможенномсостоянии в двух положениях: с направлением движения под уклон и против уклона.

2.21. Определение трудоемкостиежесменного технического обслуживания

Для определения трудоемкостиежесменного технического обслуживания проводят замеры продолжительности егопроведения с указанием количества человек, занятых при обслуживании. Замерыпроводят и течение не менее 10 рабочих смен.

Ежесменное техническоеобслуживание должно включать следующие обязательные операции:

в начале смены:

проверку двигателя поинструкции завода-изготовителя;

наружный осмотр с цельюустановления внешних повреждений и течи топлива и рабочей жидкости;

проверку уровня топлива ирабочей жидкости в баках;

проверку при холостыхоборотах двигателя работы всех механизмов и электрооборудованияасфальтоукладчика, давления в гидросистеме;

проверку и при необходимостинатяжку гусеничной ленты или давления в шинах;

в конце смены:

очистку механизмов отостатков смеси;

смазку механизмов согласнокарте и проверку уровня масла в емкостях.

2.22. Определение трудоемкостипериодического технического обслуживания

Для определения трудоемкостипериодического технического обслуживания проводят замеры продолжительности егопроведения с указанием количества человек, занятых при обслуживании.

Периодическое техническоеобслуживание должно включать ежесменное техническое обслуживание и следующиеобязательные работы в зависимости от вида технического обслуживания:

очистку фильтра бакагидросистемы,

смазку механизмов согласнокарте смазки,

проверку уровня электролитав аккумуляторных батареях,

отбор пробы для проверки рабочейжидкости гидросистемы на содержание механических примесей,

проверку и регулировкунатяжения втулочно-роликовых цепей, цепей питателя, ременных приводов,

проверку работы тормозов,системы автоматики при включенном двигателе,

проверку вязкости рабочейжидкости на соответствие параметрам, установленным заводом-изготовителем,

очистку или заменуфильтра-сапуна.

2.23. Определение коэффициентатехнического использования

Для определения коэффициентатехнического использования проводят замеры чистого времени работыасфальтоукладчика за весь период испытаний и суммарного времени ремонтов итехнического обслуживания в часах с указанием количества человек, занятых приих выполнении.

2.24. Определениечувствительности датчиков системы автоматики

Чувствительность датчиковсистемы автоматики в миллиметрах принимают равной половине разности высот междудвумя положениями исполнительного механизма системы автоматики.

2.25. Определение уровня шума

Значения шумовыххарактеристик на рабочем месте машиниста и в зоне работы асфальтоукладчикаопределяют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.003-83 и СН1102-73 «Санитарные нормы и правила по ограничению вибрации и шума на рабочихместах тракторов, сельскохозяйственных, мелиоративных, строительно-дорожныхмашин и грузового автотранспорта», утвержденных Минздравом СССР.

2.26. Определение уровнявибрации

Значения вибрационныххарактеристик на рабочем месте машиниста определяют в соответствии с требованиямиГОСТ 12.1.012-78.

2.27. Определение усилий наорганах управления

Значения усилий на органахуправления определяют в соответствии с требованиями ГОСТ12.2.011-75.

2.28. Определение уровняконцентрации вредных веществ в воздухе на рабочем месте (содержаниеокиси углерода СО)

Уровень концентрации СО ввоздухе на рабочем месте машиниста определяют в соответствии с требованиямиГОСТ 12.1.005-76 не менее чем в 3-5 точках. Суммарная погрешность не должнапревышать ± 25 %.

2.29. Оценка удобствауправления рычагами включения

Удобство управления рычагамивключения оценивается по ГОСТ 12.2.064-81.

(Пункт 2.30 исключен).

3. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

3.1.Результаты приемо-сдаточных и периодических испытаний оформляют протоколом всоответствии с ГОСТ 15.001-73.

Результаты сертификационныхиспытаний оформляют в установленном порядке.

(Измененная редакция. Изм. №1).

3.2. Формы представлениярезультатов измерений - по отраслевой нормативно-технической документации.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1.РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством строительного, дорожного и коммунальногомашиностроения СССР

ИСПОЛНИТЕЛИ

В. В. Кабанов (руководитель темы); А.Я. Ландсман, канд. техн. наук; С. И. Коробков; Б. З.Захарчук; Л. Б. Скворцова; В. В. Долгополов, канд. техн.наук; М. М. Срибнер, канд. техн. наук; Т. Н. Кубарева; Х.А. Амброзевич; Б. А. Ефимов

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитетаСССР по стандартам от 31.08.88 № 3087

3.Срок первой проверки - 1992 г.

4. Стандарт унифицирован со стандартом ГДР ТГЛ 45316

5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 2.601-68

2.1.5

ГОСТ 8.326-78

2.1.2

ГОСТ 8.513-84

2.1.2

ГОСТ 12.1.003-83

2.25

ГОСТ 12.1.005-76

2.28

ГОСТ 12.1.012-78

2.26

ГОСТ 12.2.011-75

2.27

ГОСТ 12.2.064-81

2.29

ГОСТ 15.001-73

3.1

ГОСТ 12801-84

2.16.2

ГОСТ 17216-71

2.9

ГОСТ 21915-76

Вводная часть

ГОСТ 25569-82

Вводная часть, 2.3

СН 1102-73

2.25

СОДЕРЖАНИЕ

 

380
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки