Меню
Навигация
Бесплатное обучение по программе А
Первая линия

ГОСТ 7394-85* «Балласт гравийный и гравийно-песчаный для железнодорожного пути. Технические условия»

Обозначение: ГОСТ 7394-85*
Название рус.: Балласт гравийный и гравийно-песчаный для железнодорожного пути. Технические условия
Статус: действующий
Заменяет собой: ГОСТ 7394-77
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 01.01.1986
Разработан: Министерство путей сообщения
Министерство промышленности строительных материалов СССР
Утвержден: Госстрой СССР (08.04.1985)
Опубликован: Издательство стандартов № 1985

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

БАЛЛАСТ ГРАВИЙНЫЙ
И ГРАВИЙНО-ПЕСЧАНЫЙ
ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ГОСТ 7394-85

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССРПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

Москва

РАЗРАБОТАН

Министерством путей сообщения

Министерством промышленности строительных материалов СССР

ИСПОЛНИТЕЛИ

А. П. Леманский, канд. техн. наук (руководитель темы); Н. Д. Лизунова; Ю. В. Лукьянов; М. Л. Нисневич, д-р техн. наук; Н. С. Левкова, канд. техн. наук; Б. А. Евдокимов, канд. техн. наук; Л. А. Андреева; В. И. Новаторов; В. А.Богословский

ВНЕСЕН Министерством путей сообщения

Зам. министра Б. А. Морозов

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитетаСССР по делам строительства от 8 апреля 1985 г. № 46

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТСОЮЗА ССР

Балласт гравийный и гравийно-песчаный
для железнодорожного пути

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Gravel and sandy-gravel ballast for railway track.

Specifications

ГОСТ
7394-85

Взамен
ГОСТ 7394-77

Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от8 апреля 1985 г. № 46 срок введения установлен

с 01.01.86

Несоблюдениестандарта преследуется по закону

Настоящий стандартраспространяется на гравийный и гравийно-песчаный балласт, который являетсяприродной песчано-гравийной смесью, образовавшейся в результате естественногоразрушения горных пород, и используемый в качестве балластного слояжелезнодорожного пути общего пользования, а также дорог предприятий иорганизаций.

Гравийный балласт долженприменяться на приемо-отправочных и других станционных путях, а также вкачестве подушки под щебеночный и асбестовый балласты; гравийно-песчаный - намалодеятельных станционных, подъездных и соединительных путях и в качествеподушки под все виды балластов.

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Гравийный игравийно-песчаный балласт должен выпускаться в соответствии с требованияминастоящего стандарта по технологической документации, утвержденной вустановленном порядке.

1.2. В зависимости отзернового состава природной песчано-гравийной смеси балласт подразделяется наследующие виды:

гравийный;

гравийно-песчаный.

1.3. Гравийный игравийно-песчаный балласт должен характеризоваться следующими показателями:

зерновым составом;

содержанием кварцевых зерен прочныхизверженных и метаморфических горных пород;

содержанием зерен слабыхпород;

содержанием пылевидных иглинистых частиц.

1.4. Зерновой составгравийного и гравийно-песчаного балласта должен соответствовать требованиям,указанным в табл. 1.

Таблица 1

Размер отверстий сит, мм

Полные остатки на ситах, % по массе, в балласте

гравийном

гравийно-песчаном

100

0

0

60

До 10

0

25

-

До 20

5

От 40 до 80

до 50

0,63

От 70 до 100

От 35 до 100

0,16

От 90 до 100

От 85 до 100

Проход через сито 0,16 мм, %:

 

 

всего

До 10

До 15

в том числе пылевидных и глинистых частиц

До 2

До 3

1.5. Содержание кварцевых зерени зерен прочных изверженных и метаморфических горных пород в песчаной частибалласта (фракции размером менее 5 мм) должно составлять не менее 50 % массызерен размером от 0,16 до 5 мм.

1.6. Содержание зерен слабыхгорных пород в гравийной части балласта не должно превышать 10 % массы зеренразмером более 5 мм. К зернам слабых горных пород относят зерна с пределомпрочности при сжатии в насыщенном водой состоянии менее 20 МПа (200 кгс/см2).

1.7. Гравий игравийно-песчаную смесь в зависимости от величины суммарной удельнойэффективной активности естественных радионуклидов Аэфф применяют:

в пределах территорийнаселенных пунктов и зон перспективной застройки при Аэфф свыше 370Бк/кг до 740 Бк/кг;

вне населенных пунктов при Аэффсвыше 740 Бк/кг до 1500 Бк/кг.

При необходимости внациональных нормах, действующих на территории государства, величина удельнойэффективной активности естественных радионуклидов может быть изменена впределах норм, указанных выше.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

2. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

2.1. Поставку и приемкубалласта производят партиями. Партией считают количество балласта, одновременноотгружаемого одному потребителю в одном железнодорожном составе.

При транспортированиибалласта автомобильным транспортом партией считают количество балласта,отгружаемого одному потребителю в течение суток.

2.2. Количествопоставляемого балласта определяют по объему посредством обмера его в вагонах,автомобилях и других транспортных средствах на месте погрузки. При контрольныхзамерах балласта на месте выгрузки его объем пересчитывают с учетомкоэффициента уплотнения при транспортировании, устанавливаемого, посогласованию изготовителя с потребителем, в зависимости от дальности перевозки.Коэффициент уплотнения принимают не более 1,20 для гравийного и 1,15 дляпесчаного балласта.

Количество поставляемогобалласта может быть определено в весовых единицах путем пересчета объемаматериала по его насыпной плотности. Насыпную плотность балласта определяют по ГОСТ8269.0-97 или по ГОСТ 8735-88.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

2.3. Приемочный контролькачества балласта на предприятии (карьере) - изготовителе проводят в еголаборатории в сроки, указанные в табл. 2.

Таблица 2

Наименование испытания

Срок проведения испытания

Минимальная масса пробы балласта для проведения одного испытания, кг

Определение зернового состава и содержания частиц размером менее 0,16 мм

Ежедневно

30

Определение содержания пылевидных и глинистых частиц отмучиванием

Один раз в квартал и в каждом случае изменения геологических условий забоя

10

Определение содержания зерен слабых пород в гравийной части балласта

Один раз в год и в каждом случае изменения геологических условий забоя

15

Определение содержания кварцевых зерен и зерен прочных изверженных и метаморфических горных пород в песчаной части балласта

При геологоразведочных работах

0,5

Определение суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов

Один раз в год и в каждом случае изменения геологических условий

2,5

(Измененная редакция. Изм. № 1).

2.4. Для приемочногоконтроля качества балласта в карьере отбирают точечные пробы из борозды,проведенной в стенке забоя вертикально от бровки забоя до его основания. Сечениеборозды - 10 ´ 20 или 15 ´ 20 см в зависимости открупности материала. В борозде отбирается 5 точечных проб равномерно по высотезабоя от бровки до его подошвы. Отобранные из борозды точечные пробы объединяютв среднюю пробу и хорошо перемешивают. Средняя проба должна быть не менее чем вчетыре раза превышать массу, указанную в табл. 2.

При определении качествабалласта, добытого и уложенного способом гидромеханизации, карту намываразделяют в плане на однородные по крупности и по условиям намыва зоны объемомне более 500 м3 каждая. От каждой зоны отбирают не менее пятиточечных проб из разных мест. Масса точечной пробы должна быть не менее 50 кг.

Качество балласта оцениваютдля каждой зоны отдельно по результатам испытания отобранной от нее среднейпробы.

Среднюю пробу балласта передотправкой в лабораторию сокращают до массы, примерно в 2 раза превышающейуказанную в табл. 2. Сокращение средней пробы производят методомквартования по ГОСТ 8735-88.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

2.5. Потребитель проводитконтрольную проверку соответствия отгружаемого балласта требованиям настоящегостандарта, соблюдая при этом приведенный ниже порядок:

для испытаний балластапроводят отбор точечных проб, из которых путем объединения получают контрольнуюпробу;

при контрольной проверкекачества балласта, поставляемого железнодорожным транспортом, точечные пробыотбирают при размере партии до трех вагонов из каждого вагона, при большемразмере партии - из любых трех вагонов. Каждую точечную пробу отбирают из пятиразных мест вагона (в четырех углах и в центре);

при контрольной проверкекачества балласта, поставляемого автомобильным транспортом, от каждой партииобъемом не более 350 м3 отбирают точечные пробы не менее чем из пятиавтомобилей. Каждую точечную пробу отбирают в центре кузова автомобиля.

Масса контрольной пробы,отбираемой для проверки партии, должна быть не менее чем в 5 раз превышатьсуммарную массу проб для испытаний, указанных в табл. 2.

Сокращение проб до размера, требуемогодля испытаний, производят методом квартования или с помощью желобчатогоделителя по методике, приведенной в ГОСТ8269.0-97.

В качестве результатапринимают среднее арифметическое значение параллельных испытаний,предусмотренных для соответствующего метода. Зерновой состав оценивают посредним значениям результатов трех параллельных испытаний.

При неудовлетворительныхрезультатах испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводятповторное испытание. Результат повторного испытания является окончательным.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

3.1. Испытания балласта дляопределения зернового состава и содержания в нем частиц размером менее 0,16 мм,содержания зерен слабых пород, пылевидных и глинистых частиц проводят по ГОСТ8269.0-97.

Пробы при определениизернового состава балласта просеивают на ситах с отверстиями размером 0,16;0,63; 5,0; 25,0; 60,0 мм, содержание зерен размерами более 100 мм определяют спомощью кольца-калибратора диаметром 100 мм.

Определение количествапылевидных и глинистых частиц в балласте производят методом отмучивания.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

3.2. Содержание кварцевыхзерен и зерен прочных изверженных и метаморфических горных пород определяют по ГОСТ8735-88.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

3.3. Суммарную удельнуюэффективную активность естественных радионуклидов определяют гамма-спектрометрическимметодом по ГОСТ30108-94. При этом в гравийно-песчаном балласте испытания проводят отдельнодля гравийной и песчаной составляющих. За результат принимают средневзвешенноезначение Аэфф, определяемое по формуле:

,                                         (1)

где  и  - значения суммарнойудельной эффективной активности естественных радионуклидов соответственно вгравийной и песчаной составляющих балласта, Бк/кг;

а1, а2 - содержание в смеси гравия и песка соответственной,% по массе.

(Введен дополнительно. Изм. № 1).

4. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

4.1. Каждая партияотгружаемого балласта должна сопровождаться документом о качестве, в которомуказывают:

номер и дату выдачипаспорта;

наименованиекарьера-поставщика и его адрес;

наименование получателя иего адрес;

номера вагонов, накладных иколичество отгружаемого балласта;

вид балласта (гравийный илигравийно-песчаный);

зерновой состав;

содержание зерен слабыхпород;

содержание кварцевых зерен изерен прочных изверженных и метаморфических пород;

содержание пылевидных иглинистых частиц;

номер настоящего стандарта;

суммарную удельнуюэффективную активность естественных радионуклидов.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

4.2. Балласт транспортируютв открытых железнодорожных вагонах, а также в автомобилях в соответствии сутвержденными в установленном порядке правилами перевозки грузовсоответствующим видом транспорта.

При перевозкежелезнодорожным транспортом должно быть обеспечено выполнение Техническихусловий погрузки и крепления грузов, утвержденных Министерством путейсообщения.

4.3. При перевозке должнысоблюдаться меры, обеспечивающие предохранение балласта от загрязнения.

4.4. Гравийный игравийно-песчаный балласт транспортируют и хранят в условиях, предохраняющих ихот загрязнения.

СОДЕРЖАНИЕ