Меню
Навигация
Первая линия
Бесплатное обучение по программе А

ГОСТ 3338-68* «Бензины авиационные. Метод определения сортности на богатой смеси»

Настоящий стандарт устанавливает метод определения сортности авиационных бензинов и их компонентов, характеризующей их детонационную стойкость на богатой смеси.
Сущность метода заключается в сравнении мощности двигателя, ограниченной начальной детонацией, при работе на испытуемом и эталонных топливах в стандартных условиях испытания.
Метод применяют для авиационных бензинов и их компонентов с сортностью от 90 до 160 единиц.

Обозначение: ГОСТ 3338-68*
Название рус.: Бензины авиационные. Метод определения сортности на богатой смеси
Статус: действующий Переиздание (июнь 1985 г.) с изменениями № 1; 2; 3, утвержденными в июле 1972 г. 01.12.80. Пост. № 5164 и 27.05.85. Пост № 1481 (ИУС 8-?2, 2-82, 8-85)
Заменяет собой: ГОСТ 3338-61
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 01.07.1969
Утвержден: Госстандарт СССР (10.10.1968)
Опубликован: Издательство стандартов № 1985

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

БЕНЗИНЫ АВИАЦИОННЫЕ

МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОРТНОСТИ НА БОГАТОЙСМЕСИ

ГОСТ 3338-68

(СТСЭВ 4536-84)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ СОЮЗА ССР

БЕНЗИНЫ АВИАЦИОННЫЕ

Метод определения сортности на богатой смеси

Aviation gasolines. Method for determination of performance number by rich mixture

ГОСТ
3338-68*

(СТ СЭВ 4536-84)

Взамен ГОСТ 3338-61

Переиздание (июнь 1985 г.) с изменениями № 1; 2;3, утвержденными в июле 1972 г. 01.12.80. Пост. № 5164 и 27.05.85. Пост № 1481

(ИУС 8-?2, 2-82, 8-85)

Постановлением Комитета стандартов, мер и измерительныхприборов при Совете Министров СССР от 10 октября 1968 г. № 35 срок введенияустановлен

с01.07.69

Постановлением от27.05.85 № 1481 срок действия продлен

до 01.01.88

Несоблюдениестандарта преследуется по закону

Настоящийстандарт устанавливает метод определения сортности авиационных бензинов и ихкомпонентов (далее - топлив), характеризующей их детонационную стойкость набогатой смеси (обязательное приложение ).

Сущностьметода заключается в сравнении мощности двигателя, ограниченной начальнойдетонацией, при работе на испытуемом и эталонных топливах в стандартныхусловиях испытания.

Методприменяют для авиационных бензинов и их компонентов с сортностью от 90 до 160единиц.

Стандартполностью соответствует СТ СЭВ 4536-84.

1. АППАРАТУРА

1.1. Установки одноцилиндровые ИТ9-1 срабочим объемом цилиндра 652 см3 или установки такого же типа срабочим объемом цилиндра 612 см3, обеспечивающие получение таких жерезультатов определения сортности.

Маслосмазочное для двигателя МС-20 по ГОСТ 21743-76.

Посудамерная лабораторная стеклянная по ГОСТ1770-74: колбы 2-200-2, 2-250-2, 2-500-2, 2-1000-2;

цилиндры1-100, 1-250, 1-1000.

Бюретки6-2-1, 6-2-2, 6-2-5 по ГОСТ20292-74.

Весытехнические любого типа, позволяющие определять массу с погрешностью не более 5г.

2. ЭТАЛОННЫЕ, КОНТРОЛЬНЫЕ ИВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ТОПЛИВА

2.1. Для определения сортности на богатойсмеси применяют эталонные и контрольные топлива.

2.2. Эталонныетоплива

2.2.1. В качестве эталонных топлив применяют:

приопределении сортности от 100 и выше - эталонный изооктан по ГОСТ 12433-83 с добавлениемтетраэтилсвинца (ТЭС) по ГОСТ 988-65 в виде этиловойжидкости в количествах, приведенных в табл. ;

приопределении сортности ниже 100 - смеси эталонного изооктана с н-гептаномэталонным по ГОСТ 25828-83 вколичествах, приведенных в табл. .

Средниеиндикаторные давления и сортность применяемых эталонных топлив приведены втабл. .

Таблица 1а

Номер образца эталонного топлива

Количество тетраэтилсвинца, см3/кг

I

0

II

0,19

III

0,48

IV

0,76

V

1,15

VI

1,53

VII

2,30

Таблица 1б

Номер образца эталонного топлива

Состав эталонного топлива, % (по объему)

ЭИ

эталонный гептан

90

10

95

5

Таблица 1в

Номер образца эталонного топлива

Среднее индикаторное давление при

 кПа·102 (кгс/см2)

Сортность

8,73 (8,90)

90

9,70 (9,90)

95

I

11,67 (11,90)

100

II

12,94 (18,20)

116

III

14,12 (14,40)

130

IV

15,10 (15,40)

139

V

16,08 (16,40)

147

VI

16,96 (17,30)

153

VII

17,75 (18,10)

161

2.2.2. Массовую долю ТЭС в этиловой жидкостипересчитывают в объемную долю по формуле

гдеХ1 - массовая доля ТЭС в этиловой жидкости, %;

ρэт.ж- плотность этиловой жидкости, кг/м3;

ρтэс- плотность ТЭС, кг/м3.

2.2.1; 2.2.2. (Измененная редакция, Изм. №3).

2.3. Контрольныетоплива

2.3.1. Для контроля пригодности установки киспытаниям применяют контрольные топлива, указанные в табл. 1.

Таблица 1

Номер образца контрольного топлива

Состав контрольного топлива, % (по объему)

Концентрация ТЭС, см3/кг

Номинальная сортность

Толуол, ч.д.а. по ГОСТ 5789-78

ЭИ

Эталонный  н-гептан

1-А

25

58

17

1,5

130

2-А

25

55

20

1,5

115

3-А

25

50

25

1,5

100

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.3.2; 2.3.3. (Исключены, Изм. № 3).

2.3.4. Смеси эталонных и контрольных топливсоставляют при комнатной температуре в мерной посуде. Температура смешиваемыхтоплив должна быть не ниже 15 °С и не должна различаться более чем на 3 °С.

Контрольноетопливо перед этилированием взвешивают с погрешностью не более ± 5 г.

Этилированиеконтрольных топлив производят при помощи микробюретки с учетом фактическогосодержания ТЭС в этиловой жидкости.

2.3.5. Эталонные и контрольные топлива хранят впрохладном месте в герметичной упаковке, обеспечивающей стабильность свойствтоплив при хранении.

2.3.4; 2.3.5. (Измененная редакция, Изм. №3).

2.4. Вспомогательныетоплива

Дляпроверки теплового состояния двигателя применяют бензол ч.д.а. по ГОСТ 5955-75 илинефтяной бензол для синтеза, высшей категории качества по ГОСТ 9572-77 и бензин прямой перегонкиили бензин-растворитель по ГОСТ 3134-78.

(Введен дополнительно, Изм. № 3).

3. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ

3.1. Пригодность установки для испытанияоценивают после переборки двигателя (по окончании его обкатки) и в случаесомнения в полученных результатах испытания.

Проверяютустановку на соответствие требованиям пп. 3.1.1 - 3.1.5.

3.1.1. Максимальное среднее индикаторноедавление, определенное на недетонирующем топливе (ЭИ + 2,30 см3/кгТЭС) при наддуве 1,354·102 кПа (1016 мм рт. ст.) должно быть (11,32´102± 0,29·102) кПа (11,55 ± 0,30) кгс/см2.

Мощностьдвигателя на недетонирующем топливе проверяют снятием характеристики по составусмеси и на основании этой характеристики определяют максимальное среднееиндикаторное давление (Р) по формуле

P = P1 + P2,

гдеP1- показания динамометра при работе двигателя на топливе, кПа;

Р2- показания динамометра при прокрутке двигателя без топлива,кПа.

3.1.2. Допускаемое отклонение среднегоиндикаторного давления при снятии детонационной характеристики на эталонномтопливе от среднего индикаторного давления того же топлива по табл. не должно превышать ± 0,68·102 кПа (0,7 кгс/см2)

при

гдеQт- расход топлива, кг/мин;

Qв- расход воздуха, кг/мин.

3.1.3. Разность средних индикаторных давлений двухсмежных эталонных топлив, определенных при одинаковом соотношении топлива квоздуху (п. 3.1.2),не должна отличаться более чем на ± 0,29·102 кПа (± 0,30 кгс/см2)от разности индикаторных давлений тех же топлив по табл. .

3.1.4. Смесь, состоящая по объему из 55 % ЭИ,35 % бензола ч.д.а. или нефтяного бензола, высшей категории качества и 10 %бензина прямой перегонки или бензина-растворителя и содержащая 0,79 см3/дм3(1,055 см3/кг) ТЭС, будет эквивалентна ЭИ с (0,84 ± 0,08) см3ТЭС на 1 кг топлива. Отсутствие эквивалентности указывает нанеудовлетворительное состояние двигателя.

3.1.5. При выключении зажигания во времяиспытания на исследуемых или эталонных топливах должно быть мгновенноепрекращение вспышек.

3.2. Перед определением сортностииспытуемого топлива проверяют правильность работы установки на соответствующемконтрольном топливе, близком к сортности испытуемого топлива. Отклонениесортности контрольного топлива от номинальной не должно превышать ± 2 единицы.

3.2.1. Проверку установки по контрольномутопливу производят в начале рабочего дня и при проведении в процессе испытаниякаких-либо регулировочных работ или изменений в оборудовании.

Разд.3. (Измененнаяредакция, Изм. № 3).

4. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ

4.1. Условияпроведения испытания

4.1.1. При определении сортности топлива набогатой смеси должны соблюдаться условия, указанные в табл. 2.

4.1.2. Степень сжатия 7: 1 соответствуетотсчету по микрометру (19,2 ± 0,1) мм. При этих условиях вода в объеме (112,0 ±0,5) см3 должна заполнить камеру сгорания до верхнего торцаотверстия для датчика детонации при положении поршня в верхней мертвой точке втакте сжатия. Микрометр устанавливают на холодном двигателе при температуремасла в картере от 50 до 60 °С. Вода, наливаемая в камеру сгорания, должнаиметь температуру окружающей среды. При проверке микрометра в камеру сгораниятри раза наливают по (112,0 ± 0,5) см3 воды и вычисляют среднееарифметическое значение трех показаний.

4.1.3. За начальную детонацию принимают такуюдетонацию, которая соответствует слабому, но явно различаемому прерывистомудетонационному стуку, который оператор в состоянии многократно и безошибочноопределить на слух.

Таблица 2

Наименование показателя

Норма

Частота вращения коленчатого вала двигателя, с-1

30,00 ± 0,75

Степень сжатия (постоянная)

7:1

Угол опережения зажигания (постоянный), град.

45 ± 1

Температура охлаждающей жидкости, °С

190 ± 3

Температура всасываемого воздуха, °С:

 

в малом уравнительном рессивере

107 ± 3

после диафрагмы (мерной шайбы)

52 ± 2

Температура топлива в магистрали двигателя, °С, не более

38

Температура масла в картере двигателя до радиатора, °С

74 ± 3

Понижение температуры масла в радиаторе, °С

От 8 до 15

Давление масла в магистрали при работе двигателя, кПа (кгс/см2)

4,10·102 ± 0,34·102

(4,2 ± 0,36)

Давление топлива перед плунжером насоса (для впрыска топлива, кПа (кгс/см2)

0,98·102 ± 0,14·102

(1,0 ± 0,15)

Давление впрыска топлива, кПа (кгс/см2)

82,3·l02 ± 6,8·l02

84 ± 7,0

Абсолютное давление воздуха перед мерной шайбой, кПа (кгс/см2)

3,7400·102 ± 0,0343·102

(3,820 ± 0,035)

Угол подачи топлива (поворот коленчатого вала после верхней мертвой точки в такте всасывания), град

50 ± 6

Интенсивность детонации

Начальная

Зазор между штоками и коромыслами клапанов, мм:

 

для всасывающего клапана

0,200 ± 0,025

для выхлопного клапана

0,250 ± 0,025

Зазор между контактами прерывателя магнето, мм

0,30 ± 0,05

Зазор между электродами свечи зажигания, мм

От 0,28 до 0,60

Для нахождения начальной интенсивностидетонации сначала устанавливают детонацию несколько сильнее начальной, затеммедленно обогащают смесь до исчезновения детонации, после чего незначительным обеднениемсмеси добиваются появления детонации начальной интенсивности.

4.2. Запуск иустановление рабочего режима

Включаютэлектроподогрев масла и при температуре масла в картере от 70 до 75 °С подают водув систему охлаждения цилиндра двигателя, масла и выхлопного патрубка.

Послезапуска двигателя с помощью электромотора включают зажигание и подают топливо.

Чтобыработа двигателя была устойчивой, регулируют состав смеси. Запуск и прогревдвигателя производят без наддува на топливе, обеспечивающем отсутствиедетонации.

Передзапуском необходимо проверить зазоры клапанов, наличие охлаждающей жидкости вконденсаторе, осмотреть запальную свечу, смазать коромысла клапанов. Послепрогрева двигателя в течение 20 - 25 мин включают подачу сжатого воздуха всистему наддува, прогревают до установления температурного режима всоответствии с табл. 2 и проводят испытания.

4.3. Снятиедетонационных характеристик на эталонном и испытуемом топливах

4.3.1. Методы снятия детонационнойхарактеристики на эталонном и испытуемом топливах аналогичны

Детонационныехарактеристики строят по ряду значений средних индикаторных давлений,соответствующих работе двигателя на разных составах смеси при начальнойинтенсивности детонации.

Дляснятия детонационных характеристик определяют от шести до семи точек,равномерно расположенных на кривой (черт. 1).

Черт. 1

Дляопределения сортности топлива снимают часть детонационной характеристики (отчетырех до пяти точек), лежащей в области богатых смесей, при отношении топливак воздуху от 0,085 до 0,120.

Составтопливно-воздушной смеси вычисляют как отношение времени расхода 50 г воздухако времени расхода 50 г топлива.

4.3.2. При снятии точек детонационнойхарактеристики каждый раз после установления начальной интенсивности детонацииизмеряют следующие величины:

времярасхода 50 г воздуха и топлива в секундах;

показаниединамометра при работе двигателя на топливе;

показаниединамометра при прокрутке двигателя от электромотора;

давлениенаддува;

температурувоздуха (поступающего в двигатель) перед измерительной шайбой и в маломресивере;

температуруи давление масла в картере двигателя;

температуруохлаждающей жидкости.

4.3.3. Определение точки 1 детонационнойхарактеристики (черт. 1)

Устанавливаютпроизвольный наддув и регулируют состав смеси на максимальное показаниединамометра. Если наблюдается детонация, уменьшают наддув и вновь регулируютсостав смеси на максимальную мощность до тех пор, пока не будет найденамаксимальная мощность при отсутствии детонации. Далее, сохраняя найденныйрасход топлива, увеличивают давление наддува до появления начальнойинтенсивности детонации (п. 4.1.3),

4.3.4. Определение точек 2 - 5детонационной характеристики (см. черт. 1)

Точки2 - 5 определяют последовательно следующим образом: для снятия точек 2- 4, лежащих на восходящей ветви кривой, обогащают смесь до полногоисчезновения детонации, затем увеличивают наддув от 6,66 до 13,33 кПа (от 50 до100 мм рт. ст.) по сравнению с величиной, установленной для предыдущей точки.После этого обедняют смесь до получения начальной детонации, как указано в п. 4.1.3.

Приснятии точки 5 несколько обогащают смесь по сравнению с. предыдущей точкойи изменением давления наддува устанавливают начальную интенсивность детонации.

Разд.4. (Измененнаяредакция, Изм. № 3).

Разд.5. (Исключен, Изм. № 3).

6. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

6.1. При определении сортноститоплива необходимо снять и построить детонационные характеристики дляиспытуемого и эталонного топлив (черт. 2).Для этого по оси ординат откладывают среднее индикаторное давление (Pi в кПа или кгс/см2), соответствующееначальной детонации, а по оси абсцисс - отношение массы топлива к массе воздуха расходуемых в единицувремени.

Детонационныехарактеристики испытуемого и эталонных топлив строят на специальном графике, накотором нанесены стандартные детонационные характеристики эталонных топлив (см.черт. 2).

6.2. При определении сортности топливанеобходимо вычислить приведенное среднее индикаторное давление для испытуемоготоплива и в зависимости от его величины найти сортность топлива.

Детонационныехарактеристики топлив

1- начальная детонационная характеристикаэталонного топлива; 2 - детонационная характеристика эталонного топлива,снятая в день испытания; 3 - детонационная характеристика испытуемоготоплива

Черт. 2

Приведенноесреднее индикаторное давление (P´i) вкилопаскалях вычисляют по формуле

Р´i = Рi + (Р3Р4),

гдеPi - среднееиндикаторное давление испытуемого топлива при

Р3- среднее индикаторное давление эталонного топлива по табл. ;

Р4- среднее индикаторное давление эталонного топлива в деньиспытания при

Примервычисления сортности топлива приведен в обязательном приложении 2.

6.3. Результаты подсчета сортностиавиационных бензинов и их компонентов указывают в целых единицах, при этомдробное значение 0,5 округляют в меньшую сторону.

6.4. Результаты двух определений сортностина богатой смеси одного и того же топлива, на одной и той же установке недолжны отличаться от среднего арифметического сравниваемых результатов болеечем на ± 1 единицу сортности для топлив с сортностью до 145 включительно, на ±2 единицы - для топлив с сортностью более 145.

6.5. Результаты испытаний при определениисортности на богатой смеси одного и того же топлива, полученные на разныхустановках одного и того же типа, не должны отличаться от среднегоарифметического сравниваемых результатов испытаний более чем на ± 2 единицысортности для топлив с сортностью до 145 включительно, на ± 3 единицы - длятоплив с сортностью более 145.

6.2 - 6.5. (Измененная редакция, Изм. №3).

6.6 - 6.8. (Исключены, Изм. № 1, 3).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1a

Обязательное

1. За сортность топлива на богатой смесипринимают показатель его детонационной стойкости, равный сортности эталонноготоплива, имеющего одинаковое с испытуемым топливом среднее индикаторноедавление в условиях испытания.

2. Сортность топлива на богатой смесихарактеризует мощность двигателя в процентах при работе на испытуемом топливепо сравнению с мощностью двигателя, полученной на эталонном изооктане,сортность которого принимается за 100 единиц.

Сортностьобозначается в виде знаменателя дроби, числитель которой представляет октановоечисло по моторному методу.

(Введено дополнительно, Изм. № 3).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Справочное

ОСОБЕННОСТИРАБОТЫ НА УСТАНОВКЕ С ЦИЛИНДРОМ РАБОЧИМ ОБЪЕМОМ 612 мл

(Исключены,Изм. № 1).

ОПРЕДЕЛЕНИЕСОРТНОСТИ НА БОГАТОЙ СМЕСИ ТОПЛИВ,

УГЛЕВОДОРОДОВ И КОМПОНЕНТОВ МЕТОДОМ СМЕШЕНИЯ

1. Метод смешения применяется приопределении сортности на богатой смеси топлив, углеводородов и компонентов,сортность которых выходит за пределы 90 - 160, а также когда имеется небольшоеколичество испытуемого топлива.

Сортностьпо данному методу определяется в смеси испытуемого топлива с эталоннымтопливом-разбавителем.

2. Для определения сортности топлив методомсмещения применяют установки, указанные в разд. 1.

3. В качестве эталонноготоплива-разбавителя применяют смесь, состоящую (по массе) из 85 % техническогоэталонного изооктана по ГОСТ 12433-83 и 15 % эталонного н-гептана поГОСТ 15828-83.

4. Этиловая жидкость, применяемая приэтилировании эталонного топлива-разбавителя, должна соответствовать ГОСТ 988-65.

5. Перед определением сортности эталонное топливо-разбавительи испытуемое топливо этилируют этиловой жидкостью, взятой в равных количествахна 1 кг.

6. Для определения сортности составляют (помассе) следующие смеси этилированного эталонного топлива-разбавителя иэтилированного испытуемого топлива;

а)70 % эталонного топлива-разбавителя и 30 % испытуемого топлива, если этимтопливом являются ароматические углеводороды и ароматические компоненты;

б)50 % эталонного топлива-разбавителя и 50 % испытуемого топлива, если этимтопливом являются неароматические углеводороды и неароматические компоненты.

7. Сортность этилированного эталонноготоплива-разбавителя и приготовленной смеси эталонного топлива-разбавителя сиспытуемым топливом определяют в соответствии с разд. 3- 6.

Сортностьиспытуемого топлива (С) вычисляют по формуле

гдеА - сортность эталонного топлива-разбавителя;

В- сортность смеси эталонного топлива-разбавителя с испытуемымтопливом;

а- содержание испытуемого топлива в смеси с эталоннымтопливом-разбавителем, %.

Результатыподсчета сортности дают в целых числах, причем дробную величину 0,5 округляют вменьшую сторону.

8. Расхождения при параллельныхопределениях сортности по методу смешения одного и того же образца топлива наодной установке не должны превышать ± 2 единицы, а на разных установках одногои того же типа не должны превышать ± 3 единицы от среднего арифметическогорезультатов этих испытаний.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Обязательное

ПРИМЕРВЫЧИСЛЕНИЯ СОРТНОСТИ ТОПЛИВА

1. Среднее индикаторное давлениеиспытуемого топлива при начальной детонации составляет 1451 кПа (14,80 кгс/см2),см. черт. 2настоящего стандарта.

2. Среднее индикаторное давление эталонноготоплива (эталонный изооктан, содержащий 0,48 см3/кг ТЭС), приначальной детонации по кривой, снятой для этого топлива в день испытания,составляет 1360 кПа (13,90 кгс/см2).

3. Значение среднего индикаторного давленияэталонного топлива по табл. настоящего стандарта составляет 1412 кПа (14,40 кгс/см2).

4. Разность между средними индикаторнымидавлениями будет составлять 1412 - 1360 = 52 кПа (14,40 - 13,90 = 0,50 кгс/см2).

5. Приведенное среднее индикаторноедавление для испытуемого топлива будет составлять 1451 + 52 = 1503 кПа (14,80 +0,50 = 16,30 кгс/см2).

6. Сортность испытуемого топлива по таблицебудет равна 138 единицам.

Сортность

Приведенное среднее индикаторное давление, кПа · 102 (кгс/см2)

Сортность

Приведенное среднее индикаторное давление, кПа · 102 (кгс/см2)

Сортность

Приведенное среднее индикаторное давление, кПа · 102 (кгс/см2)

90

8,73 (8,90)

114

12,75 (13,00)

138

15,00 (15,30)

91

8,84 (9,02)

115

12,85 (13,10)

139

15,10 (l5,40)

92

9,02 (9,20)

116

12,94 (13,20)

140

15,20 (15,50)

93

9,22 (9,40)

117

13,04 (13,30)

141

15,40 (15,70)

94

9,46 (9,65)

118

13,14 (13,40)

142

15,49 (15,80)

95

9,70 (9,90)

119

13,19 (13,45)

143

15,59 (15,90)

96

10,00 (10,20)

120

13,24 (13,50)

144

15,69 (16,00)

97

10,45 (10,66)

121

13,34 (13,60)

145

15,89 (16,20)

98

10,74 (10,95)

122

13,44 (13,70)

146

15,98 (16,30)

99

11,18 (11,40)

123

13,53 (13,80)

147

16,08 (16,40)

100

11,67 (11,90)

124

13,58 (13,85)

148

16,28 (16,60)

101

L1,77 (12,00)

125

13,63 (3,90)

149

16,38 (16,70)

102

11,82 (12,05)

126

13,73 (14,00)

150

16,57 (16,90)

103

11,87 (12,10)

127

13,83 (14,10)

151

16,67 (17,00)

104

11,96 (12,20)

128

13,93 (14,20)

152

16,87 (17,20)

105

12,06 (12,30)

129

14,02 (14,30)

153

16,96 (17,30)

106

12,16 (12,40)

130

14,12 (14,40)

154

17,06 (17,40)

107

12,21 (12,45)

131

14,22 (14,50)

155

17,16 (17,50)

108

12,26 (12,50)

132

14,32 (14,60)

156

17,36 (17,70)

109

12,36 (12,60)

133

14,42 (14,70)

157

17,46 (17,80)

110

12,45 (12,70)

134

14,51 (14,80)

158

17,55 (17,90)

111

12,55 (12,80)

135

14,61 (14,90)

159

17,60 (17,95)

112

12,65 (12,90)

136

14,80 (15,10)

160

17,70 (18,05)

113

12,70 (12,95)

137

14,91 (15,20)

161

17,75 (18,10)

(Введено дополнительно,Изм. № 3).

СОДЕРЖАНИЕ