Меню
Навигация
Бесплатное обучение по программе А
Первая линия

ГОСТ 2349-75* «Устройства тягово-сцепные системы \крюк-петля\ автомобильных и тракторных поездов. Основные параметры и размеры. Технические требования»

Стандарт устанавливает типы проволоки, классифицированные по основным эксплуатационным характеристикам.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

УСТРОЙСТВА ТЯГОВО-СЦЕПНЫЕ СИСТЕМЫ «КРЮК-ПЕТЛЯ»АВТОМОБИЛЬНЫХ И ТРАКТОРНЫХ ПОЕЗДОВ

Основные параметры и размеры Технические требования

ГОСТ2349-75

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

Москва

Содержание

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

УСТРОЙСТВА ТЯГОВО-СЦЕПНЫЕ СИСТЕМЫ «КРЮК-ПЕТЛЯ» АВТОМОБИЛЬНЫХ И ТРАКТОРНЫХ ПОЕЗДОВ

Основные параметры и размеры Технические требования

System «hook-eye» drawbar, couplings for road- and tractor-trailer trains. Basic parameters and dimensions. Technical requirements

ГОСТ
2349-75

Датавведения 01.01.76

Настоящийстандарт распространяется на тягово-сцепные устройства, устанавливаемые наавтомобилях, тракторах (в объеме требований ГОСТ3481 и ГОСТ17595), гусеничных и колесных тягачах (далее - тягачах) и на прицепах.

Тягово-сцепным устройством для тягачейявляется тяговый крюк, для прицепов - сцепная петля и дышло.

Стандарт не распространяется натягово-сцепные устройства:

а) автопоездов в составетягача и прицепа-роспуска со складывающимся дышлом;

б) пассажирских автопоездов.

На автопоездах, предназначенных длямеждународных перевозок, допускается установка тягово-сцепного устройства,изготовленного по ИСО 1102 или ИСО 8755. Присоединительные размеры такогоустройства должны соответствовать установленным в настоящем стандарте.

Установка тяговых крюков на тракторахдолжна производиться с учетом требований ГОСТ 19677,ГОСТ27434.

Тягово-сцепное устройство тракторныхприцепов и полуприцепов должно соответствовать требованиям ГОСТ10000.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3).

1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ИРАЗМЕРЫ

1.1. Типоразмерытягового крюка для тягачей (кроме сельскохозяйственных тракторов) должныустанавливаться в зависимости от полной массы буксируемого прицепа исоответствовать указанным в табл. 1, а для сельскохозяйственных тракторов - взависимости от максимального тягового усилия трактора и соответствовать ГОСТ3481.

Таблица 1

Типоразмер тягового крюка

Полная

масса прицепа, кг, не более

Вертикальное

эксплуатируемого по дорогам общей сети

эксплуатируемого по некатегорированным грунтовым дорогам и местности

статическое давление от сцепной петли прицепа, Н, не более

0

3000

1500

980

1

8000

4500

 

2

17000

20000

2450

3

30000

15000

 

4

80000

35000

 

Примечания:

1. Типоразмер тягового крюка для буксировки автомобильных прицепов-самосваловдолжен определяться полной массой прицепа буксируемого по дорогам общей сета.

2. Для тягового крюка типоразмера 3 при буксировкетракторного прицепа по грунтовым дорогам допускается полная масса прицепа не более 20000 кг

1.2. Основные размеры тяговых крюковдолжны соответствовать указанным на черт. 1 и в табл. 2.

Тяговый крюк

Черт. 1

* Для тяговых крюков, производство которых начато после01.01.87.

** Размеры сечений вписываемых в окружность Ø74 мм на участке а должны обеспечивать соединение узла крюк-петля сгарантированным зазором.

Таблица 2

Размеры, мм

Обозначение размера

Норма для тяговых крюков типоразмеров

0

1

2

3

4

А (пред. откл. ± 0,5)

83

120

140

160

330

В (пред. откл. ± 0,5)

56

55

80

100

110

С (пред. откл. ± 0,2)

11

15

17

21

17

D1 (пред. откл. + 1,9)

48

52

D1 (пред. откл. + 1,0)

55

75

85

95

115

Е, не более

100

155

180

200

390

h, не более

20

F, не более

85

90

120

140

140

R, не более

55

L, не более

180

250

300

390

L2, не более

280

350

α, не более

40°

15°

Примечания:

1. Для тягово-сцепных устройств, предназначенных длябуксировки прицепов полной массой менее 1 т, присоединительные размеры тяговогокрюка 1 рекомендуемые.

2. Применение тягового крюка, имеющегозев 0 48 мм, со сцепной петлей, имеющей сечение прутка в зоне Б, черт. 2, более43,9 мм, не допускается.

1.1, 1.2. (Измененнаяредакция, Изм. 1, 2, 3).

1.3. Конструкция крепления иразмеры А, В, С, D1 E, P, L,L2 на тяговые крюки,устанавливаемые на тракторах, гусеничных тягачах, а также на крюки, имеющиеповоротно-выдвижной механизм, не распространяются.

Для гусеничных тягачей (кроме тракторов)допускается применять неразъемное крепление тягового крюка к раме.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

1.4. Основные размеры сцепной петли должнысоответствовать указанным на черт. 2 и в табл.3.

Присоединительныеразмеры сцепной петли для прицепов, технические задания на которые утвержденыпосле 01.01.87, буксируемые тяговыми крюками типоразмеров 2 и 3

Допуски и точность изготовления - Т2 по ГОСТ7505.

Черт. 2

Таблица3

Типоразмер тягового крюка

d

D

0, 1, 2, 3

4

(Измененная редакция, Изм. 1, 2, 3).

1.4а. Тягово-сцепное устройство, предназначенноедля буксировки прицепов полной массой более 80 т (более 35 т по грунтовымдорогам и местности), следует выполнять с размерами, согласованными междуизготовителями тягачей и прицепов.

(Введен дополнительно, Изм. 1).

1.5. Высота расположения продольной оситягового крюка и оси шарниров дышла прицепа (или сцепной петли пригоризонтальном положении дышла одноосных прицепов) над уровнем дороги должнасоответствовать указанной в табл. 4.

(Измененная редакция, Изм. 1, 3).

Таблица 4

Типоразмер тягового крюка

Высота над уровнем дороги для груженого тягача и прицепа, мм

шарниров (сцепной петли)дышла прицепа

продольной оси тягового крюка

у колесных машин

у гусеничных машин

0

От 550 до 800

От 550 до 800

От 600 до 700

1

» 650 » 900

» 700 » 900

» 600 » 800

2

» 700 » 900

» 700 » 900

» 650 » 850

3

» 750 » 950

» 750 » 950

» 700 » 900

4

По заказу потребителя

Примечания:

1. По согласованию между изготовителем и основным потребителемдопускается увеличивать высоту расположения тягово-сцепного устройства дляавтомобилей со всеми ведущими осями и прицепов к ним и тракторных прицепов ктракторам классов 3 и 5, при этом для автомобилей и прицепов к ним, техническиезадания на которые утверждены после 01.07.86, она должна быть не более 1050 мм.

2. По заказу потребителя для тракторных прицепов суправляемыми колесами допускается уменьшение высоты расположения оси шарнировдышла.

1.6. Предельный контур дышлаприцепа должен соответствовать указанному на черт. 3.

Черт. 3

Примечание.Размер 120 мм для специальных прицепов - рекомендуемый.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕТРЕБОВАНИЯ

2.1. Тягово-сцепные устройствадолжны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочимчертежам, утвержденным в установленном порядке.

2.2. Продольная ось тягового крюка должна лежать ввертикальной плоскости симметрии тягача.

2.3. Тяговый крюк допускаетсяустанавливать как на передней поперечине рамы тягача, так и на задней поперечинеприцепа (полуприцепа) для буксировки второго прицепа.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.4. Продольная ось сцепнойпетли должна лежать в вертикальной плоскости симметрии прицепа.

2.4а. Смещение оси зева крюка вперед отвертикальной плоскости, проходящей через заднюю габаритную точку автомобиля иперпендикулярной к его продольной оси, не должно превышать 300 мм дляавтомобилей, техническое задание на которое утверждено после 1 июля 1986 г.

(Введендополнительно, Изм. № 2).

2.5. На автомобилях, непредназначенных для систематической работы с прицепами (самосвалы с заднейразгрузкой, автокраны и т, д.), должно быть подготовлено место, обеспечивающееустановку тягового крюка по настоящему стандарту без дополнительной обработки.При этом углы гибкости тягово-сцепного устройства устанавливаются по заказупотребителя.

2.6. По заказу потребителядопускается установка на тягаче тягового крюка следующего типоразмера,обеспечивающего буксировку прицепов большей полной массы.

2.7. Конструкция ирасположение тягового крюка на тягаче приснятых задних буферах должны обеспечивать возможность отклонения продольной осипредельного контура дышла от оситягового крюка:

- в вертикальной плоскости длямногоцелевых автомобилей высокой проходимости, полноприводных колесных тракторов,гусеничных тягачей, гусеничных тракторов на угол не менее ± 62°;

- в вертикальной плоскости для автомобилей общетранспортногоназначения и неполноприводных колесных тракторов на угол не менее ± 40°.

Примечание. На автомобили,техническое задание на проектирование которых утверждено до введения настоящегостандарта, указанное требование не распространяется;

- в горизонтальной плоскости для всехавтомобилей и тягачей на угол не менее ± 55°.

2.8. Дышло прицепов (кроме одноосныхи роспусков, а также прицепов, производство которых начато до введения вдействие настоящего стандарта, должно иметь возможность отклоняться ввертикальной плоскости от горизонтального положения на угол не менее ± 62°.

2.7, 2.8. (Измененная редакция, Изм. 1).

2.8а. Средняя горизонтальная плоскостьсцепной петли на дышле, установленном шарнирно на прицепе, должна проходитьчерез ось шарниров дышла. Отклонение не должно превышать 25 мм.

(Введен дополнительно, Изм. № 2).

2.9. Тяговый крюк должен иметьвозможность вращаться вокруг своей продольной оси.

По заказу потребителя допускаетсяустановка стопорных устройств, позволяющих фиксировать тяговый крюк приотцепленном прицепе.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.10. Сцепная петля должнакрепиться жестко (без вращения вокруг продольной оси стержня). Креплениесцепной петли к дышлу прицепа должно обеспечивать возможность замены петли.

Петля должна быть установлена в гнездедышла с обеспечением осевого натяга.

По заказу потребителя на специальныхприцепных системах допускается установка несъемных петель.

(Измененная редакция, Изм. 2).

2.11. Тяговый крюк должениметь двустороннее амортизационно-поглощающее устройство, действующее внаправлении продольной оси тягового крюка.

На гусеничных тракторах класса 10-15 тамортизационно-поглощающее устройство допускается не устанавливать.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.12. Конструкция замкатягового крюка должна исключать возможность саморасцепления поезда во времядвижения и не препятствовать отклонению сцепной петли в пределах углов,предусмотренных настоящим стандартом.

Замок тягового крюка должен иметь неменее двух предохранителей, действующих независимо друг от друга и, хотя быодин из которых не должен быть под действием сил, появляющихся в тяговом крюкево время движения.

(Измененная редакция, Изм. 2).

2.13. Нарабочей поверхности зева тягового крюка следы от смещения штампов недопускаются.

На поверхности поковки сцепной петли - навнутренней и внешней ее частях (в зоне Б, не менее, черт. 2) - следы от смещения штампов в плоскости разъемане более предусмотренных ГОСТ7505 для поковок нормальной точности.

Заусенцы и облой не допускаются.

(Измененная редакция, Изм. 1).

2.14. Твердость сопрягаемойрабочей поверхности тягового крюка (зева) должна быть не ниже 45 HRC.

Твердость сопрягаемой рабочей поверхностисцепной петли должна быть в пределах 35...45 HRC. Допускается для тяговых крюков, изготовляемых излегированных сталей с содержанием углерода в пределах 0,35 - 0,45 %, твердостьсопрягаемой рабочей поверхности (зева) не ниже 40 HRC на глубине не менее 4 мм.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

2.15. Гарантийная наработкатягово-сцепного устройства должна устанавливаться в технических условиях и бытьне менее 25 тыс. км при эксплуатации тягача с прицепом по дорогам I, II, III категорий; для тягово-сцепных устройств гусеничныхтягачей гарантийный срок должен быть равен гарантийному сроку, установленномуна тягач.

(Измененная редакция, Изм. 1).

2.16. Допустимый предельный износсопрягаемых рабочих поверхностей тягового крюка и сцепной петли долженустанавливаться предприятием (организацией) - разработчиком тягово-сцепногоустройства и его значение должно быть указано (с 1 июля 1983 г.) вэксплуатационной документации на автотранспортное средство.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

2.17. На тягово-сцепные устройства,производство которых начато после 01.07.86, должна быть нанесена маркировка илиустановлена заводская табличка, содержащая следующие данные:

- на тяговом крюке:

товарный знак или наименованиепредприятия-изготовителя; обозначение типоразмера; обозначение настоящегостандарта;

- на петле:

товарный знак или наименованиепредприятия-изготовителя;

обозначение настоящего стандарта.

Цифровое и буквенное обозначениямаркировки наносят комплектом клейм в соответствии с технической документациейпредприятия-изготовителя, утвержденной в установленном порядке.

Если крюк (петлю) изготавливают на том жепредприятии, что и автомобиль (прицеп), на котором этот крюк (петлю)устанавливают, допускается наносить маркировку только на крюк и при этом указыватьтолько обозначение типоразмера.

(Введен дополнительно, Изм. № 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ.(Исключено, Изм. № 3).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕНМинистерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕПостановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20.05.75 № 1349

3. Стандарт соответствует международным стандартамИСО 1102 и ИСО 8755 в части тягово-сцепных устройств автопоездов,предназначенных для международных перевозок

4. ВЗАМЕН ГОСТ 2349-54

5.ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер раздела, пункта

ГОСТ 3481-79

Вводная часть, 1.1

ГОСТ 7505-89

1.4, 2.13

ГОСТ 10000-75

Вводная часть

ГОСТ 17595-88

Вводная часть

ГОСТ 19677-87

Вводная часть

ГОСТ 27434-87

Вводная часть

6.Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 07.04.82 № 1448

7. ИЗДАНИЕ (ноябрь 2002 г.) с Изменениями № 1, 2, 3,утвержденными в апреле 1982 г., сентябре 1985 г., июне 1990 г. (ИУС 7-82,12-85, 9-90)