предоставляется ли дополнительный оплачиваемый отпуск фармацевтов в аптеках (согласно Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день) , занимающийся только розничной торговлей лекарственных средств???
ввела в заблуждение вот такая статья-
Вопрос: имеют ли право на дополнительный отпуск аптечные работники, если аптека не занимается производственной деятельностью? какими нормативными документами следует руководствоваться в таком случае? (консультация эксперта, 2007)
Ответ: Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, статьей 117 Трудового кодекса РФ установлена льгота - дополнительный оплачиваемый отпуск. В соответствии с положениями этой статьи минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и условия его предоставления, должны быть установлены Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. До настоящего времени документы, регулирующие эти вопросы, не утверждены. В подобных случаях, согласно статье 423 ТК РФ, возможно применение нормативных правовых актов, изданных до принятия Трудового кодекса РФ, в части ему не противоречащей.
Постановлением Госкомтруда СССР и Президиумом ВЦСПС от 25.10.1974 г. N 298/П-22 утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20 утверждена Инструкция по его применению. Правомерность применения этих документов в настоящее время косвенно подтверждается Решением Верховного суда РФ от 15.04.2004 г. N ГКПИ2004-481.
В пункте 4 Инструкции по применению данного Списка указывается, что право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день имеют рабочие, инженерно-технические работники и служащие, профессии и должности которых предусмотрены по производствам и цехам в соответствующих разделах Списка независимо от того, в какой отрасли народного хозяйства находятся эти производства и цеха.
В соответствии со статьей 209 ТК РФ под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Таким образом, аптечные учреждения, не занимающиеся изготовлением и расфасовкой лекарственных средств, не относятся к производствам, а являются предприятиями розничной торговли. Это подтверждается также классификацией "Общероссийского классификатора видов экономической деятельности" ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденного Постановлением Госкомстата России от 06.11.2001 г. N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД", согласно которому розничная торговля фармацевтическими товарами, включая изготовление аптеками лекарственных средств (код 52.31) относится к разделу Розничная торговля (код 52).
Несмотря на то, что указанные положения Трудового кодекса РФ и ОКВЭД в отношении изготовления лекарственных средств в аптеках противоречат друг другу, и при этом в целях регулирования трудовых правоотношений приоритет, безусловно, принадлежит Трудовому кодексу, который и по юридическому статусу выше чем Постановление Госкомстата, тем не менее, в отношении аптечных учреждений, не занимающихся изготовлением и расфасовкой лекарственных средств, и нормы ТК РФ и классификация ОКВЭД приводят к единому выводу о том, что такие аптечные учреждения не являются производством. Следовательно, действие указанных выше Постановлений Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС NN 298/П-22 и 273/П-20 на такие аптечные учреждения не распространяются.
Таким образом, обязанность предоставить дополнительный отпуск за вредные условия труда может вменяться только руководителям аптек, в которых имеются производственные отделы. Однако даже в этом случае нельзя забывать, что указанные Постановления Госкомтруда СССР принимались в то время, когда общая минимальная продолжительность отпуска согласно статье 67 КЗоТ РСФСР была установлена в размере 15 рабочих дней, а не 28 календарных, как это установлено в настоящее время. Следовательно, применимость положений п.п. 134-139 раздела XL "Здравоохранение" "Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" в современных условиях является весьма спорной. Применимость данного Списка только к производственным аптекам подтверждается и тем, что пунктом 1 Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16.06.88 г. N 370/П-6, в общем случае аптечным работникам, имеющим общую продолжительность отпуска 15 или 18 рабочих дней, дополнительный отпуск предусмотрен в размерах 9 и 6 рабочих дней, соответственно, т.е. 24 рабочих дня.
Таким образом, работникам аптечного предприятия, не занятым на работах с вредными условиями труда, дополнительный оплачиваемый отпуск положен только в случае, если условия и порядок его предоставления оговорены в коллективном договоре или локальном нормативном акте. Оплата такого отпуска также производится за счет работодателя.
Тем не менее, если сотрудник будет настаивать на предоставлении ему дополнительного отпуска на основании Постановления N 298/П-22 и обратится в суд, нельзя гарантировать, что решение будет в пользу работодателя. Окончательно данный вопрос может быть урегулирован только принятием нового Перечня производств с вредными и опасными условиями труда.
В качестве дополнительного аргумента в пользу отсутствия обязанности работодателя предоставлять сотрудникам дополнительный отпуск можно посоветовать получить заключение территориального управления Роспотребнадзора (СЭС) об отсутствии вредных и опасных для здоровья сотрудников факторов в помещении аптечного учреждения.
Директор юридической
компании "Юнико-94"
М.И.МИЛУШИН
31.07.2007
ввела в заблуждение вот такая статья-
Вопрос: имеют ли право на дополнительный отпуск аптечные работники, если аптека не занимается производственной деятельностью? какими нормативными документами следует руководствоваться в таком случае? (консультация эксперта, 2007)
Ответ: Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, статьей 117 Трудового кодекса РФ установлена льгота - дополнительный оплачиваемый отпуск. В соответствии с положениями этой статьи минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и условия его предоставления, должны быть установлены Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. До настоящего времени документы, регулирующие эти вопросы, не утверждены. В подобных случаях, согласно статье 423 ТК РФ, возможно применение нормативных правовых актов, изданных до принятия Трудового кодекса РФ, в части ему не противоречащей.
Постановлением Госкомтруда СССР и Президиумом ВЦСПС от 25.10.1974 г. N 298/П-22 утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20 утверждена Инструкция по его применению. Правомерность применения этих документов в настоящее время косвенно подтверждается Решением Верховного суда РФ от 15.04.2004 г. N ГКПИ2004-481.
В пункте 4 Инструкции по применению данного Списка указывается, что право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день имеют рабочие, инженерно-технические работники и служащие, профессии и должности которых предусмотрены по производствам и цехам в соответствующих разделах Списка независимо от того, в какой отрасли народного хозяйства находятся эти производства и цеха.
В соответствии со статьей 209 ТК РФ под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Таким образом, аптечные учреждения, не занимающиеся изготовлением и расфасовкой лекарственных средств, не относятся к производствам, а являются предприятиями розничной торговли. Это подтверждается также классификацией "Общероссийского классификатора видов экономической деятельности" ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденного Постановлением Госкомстата России от 06.11.2001 г. N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД", согласно которому розничная торговля фармацевтическими товарами, включая изготовление аптеками лекарственных средств (код 52.31) относится к разделу Розничная торговля (код 52).
Несмотря на то, что указанные положения Трудового кодекса РФ и ОКВЭД в отношении изготовления лекарственных средств в аптеках противоречат друг другу, и при этом в целях регулирования трудовых правоотношений приоритет, безусловно, принадлежит Трудовому кодексу, который и по юридическому статусу выше чем Постановление Госкомстата, тем не менее, в отношении аптечных учреждений, не занимающихся изготовлением и расфасовкой лекарственных средств, и нормы ТК РФ и классификация ОКВЭД приводят к единому выводу о том, что такие аптечные учреждения не являются производством. Следовательно, действие указанных выше Постановлений Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС NN 298/П-22 и 273/П-20 на такие аптечные учреждения не распространяются.
Таким образом, обязанность предоставить дополнительный отпуск за вредные условия труда может вменяться только руководителям аптек, в которых имеются производственные отделы. Однако даже в этом случае нельзя забывать, что указанные Постановления Госкомтруда СССР принимались в то время, когда общая минимальная продолжительность отпуска согласно статье 67 КЗоТ РСФСР была установлена в размере 15 рабочих дней, а не 28 календарных, как это установлено в настоящее время. Следовательно, применимость положений п.п. 134-139 раздела XL "Здравоохранение" "Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" в современных условиях является весьма спорной. Применимость данного Списка только к производственным аптекам подтверждается и тем, что пунктом 1 Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16.06.88 г. N 370/П-6, в общем случае аптечным работникам, имеющим общую продолжительность отпуска 15 или 18 рабочих дней, дополнительный отпуск предусмотрен в размерах 9 и 6 рабочих дней, соответственно, т.е. 24 рабочих дня.
Таким образом, работникам аптечного предприятия, не занятым на работах с вредными условиями труда, дополнительный оплачиваемый отпуск положен только в случае, если условия и порядок его предоставления оговорены в коллективном договоре или локальном нормативном акте. Оплата такого отпуска также производится за счет работодателя.
Тем не менее, если сотрудник будет настаивать на предоставлении ему дополнительного отпуска на основании Постановления N 298/П-22 и обратится в суд, нельзя гарантировать, что решение будет в пользу работодателя. Окончательно данный вопрос может быть урегулирован только принятием нового Перечня производств с вредными и опасными условиями труда.
В качестве дополнительного аргумента в пользу отсутствия обязанности работодателя предоставлять сотрудникам дополнительный отпуск можно посоветовать получить заключение территориального управления Роспотребнадзора (СЭС) об отсутствии вредных и опасных для здоровья сотрудников факторов в помещении аптечного учреждения.
Директор юридической
компании "Юнико-94"
М.И.МИЛУШИН
31.07.2007