Форум информационного портала "ОХРАНА ТРУДА В РОССИИ"
Меню
Академия

Снижение напряженности трудового процесса

Страницы: 1 2 3 След.
Снижение напряженности трудового процесса
 
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, как можно снизить напряженность трудового процесса у водителей и механизаторов.И как это можно оформить в плане мероприятий.Спасибо.
 
Цитата
Наталья Волкова пишет:
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, как можно снизить напряженность трудового процесса у водителей и механизаторов.И как это можно оформить в плане мероприятий.Спасибо.
Здесь могут быть только профилактичские мероприятия - физкультурная минутка, физкультурная пауза, психологическая разгрузка в специально оборудованных комнатах, регламентированные перерывы, санаторно-курортное лечение и т.п....
На каждое ваше "увы" есть наше "зато"
 
Это может быть применимо думаю только офисным работникам, а водителям и механизаторам, наверно только регламентированные перерывы, но они у нас прописаны в коллективном договоре. И как это оформить в плане мероприятий?
 
Цитата
Наталья Волкова пишет:
Это может быть применимо думаю только офисным работникам,
Почему это? :eek5:

Цитата
Наталья Волкова пишет:
как это оформить в плане мероприятий?
Так и написать: организовать проведение физкульт.минуток, посещение комнат эмоциональной разгрузки и т.п....

http://limej.ru/index.php/home/228-stat/70381-Psihofiziologiya_truda.html
1. Своевременное назначение отдыха - активного или пассивного; при неглубоком, невыраженном утомлении даже кратковременный отдых, например, 3-5 минут в среднем, дает положительный эффект.
2. Увеличение микропауз - промежутков между отдельными операциями.
3. Регламентация физической и умственной нагрузки; при развитии утомления целесообразно снизить мощность выполняемой работы.
4. Использование функциональной музыки.
5. Применение факторов, повышающих поток афферентных импульсов в ЦНС - например, выполнение производственной гимнастики, раздражение кожных покровов при выполнении самомассажа и взаимомассажа головы, лица, щей, туловища.
6. Аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика.
7. Использование фармакологических препаратов, повышающих работоспособность, например, глюкозы, витамина С, глютаминовой кислоты, элеутерококка, женьшеня, желтого сахара (адаптогенов), стимуляторов мобилизующего действия (например, адреномиметики непрямого или смешанного действия типа фенамина), веществ с общестимулирую-щим действием на ЦНС, например; аналептиков (стрихнин, секуринин, кофеин, в том числе в виде напитков чая или кофе), ингибиторов МАО (ниаламид), а также стимуляторов "экономизирующего" типа, например, антигипоксанты.

Для повышения умственной работоспособности, профилактики умственного утомления и борьбы с ним, предлагаются следующие фармакологические препараты:
1. Вещества, повышающие "тонус" мозга и уровень эмоционального реагирования:
* адреномиметики непрямого действия - фенамин, центедрин, реактиван;
* ингибиторы фосфодиэстеразы и антагонисты аденозина - кофеин, теофиллин и другие ксантины;
* стимуляторы ЦНС с общетонизирующим действием - стрихнин, китайский лимонник, женьшень, элеутерококк, желтый сахар;
* антидепрессанты с преобладанием активирующего эффекта типа ниаламида.
2. Вещества, повышающие процессы медиации в структурах мозга, имеющих отношение к процессам обучения:
* антихолинэстеразные вещества (галантамин и др.);
* олигопептиды памяти - фрагменты АКТГ, кортикотропин, меланоцитстимулирующий гормон, лизил-вазопрессин.
3. Вещества, активирующие энергетический и пластический обмен мозга:
* психоэнергизаторы, ноотропные вещества (пирацетам, мефексамид);
* актопротекторы типа пирувата.
4. Вещества, оптимизирующие эмоциональный статус и уровень возбудимости мозга в стрессовых ситуациях:
транквилизаторы, антидепрессанты с преобладанием седативного (успокаивающего) действия, бета-адреноблокаторы типа обзидана, анаприлина.

3.4. Организация распорядка рабочего дня

Режим труда и отдыха является одним из важнейших факторов, определяющих динамику работоспособности человека. При "конструировании" соответствующего режима труда и отдыха следует учитывать общую продолжительность рабочей смены, интенсивность нагрузки в каждую половину рабочей смены, внутрисменные регламентированные и нерегламентированные перерывы на отдых (микропаузы, макропаузы, обеденный перерыв) и их содержание, внесменные виды отдыха, сменность работы и последовательность чередования рабочих смен.
Продолжительность рабочей смены или рабочего дня не должна превышать 7-8 часов. Более длительные промежутки работы без соответствующего отдыха, например, 12-часовые или суточные работы, сопровождаются более высоким уровнем заболеваемости, чем обычные виды трудовой деятельности. Общепризнанно, что работа в две смены не вызывает существенных отклонений в состоянии здоровья и работоспособности. В то же время ночные смены - наиболее неприемлемый вариант работы, так как при этом нарушается естественный биоритм организма. При трехсменной работе заболеваемость людей после ночной смены всегда выше, чем после утренней или дневной.
В каждой половине рабочей смены имеются три фазы: врабатывания, высокой устойчивой работоспособности и снижения работоспособности из-за развития утомления. При планировании темпа работы должна учитываться мощность выполняемой работы. Так, на конвейерных линиях с этой целью применяются вариаторы скорости движения конвейера (такта конвейера) - в начале смены задается скорость ниже средней, потом она постепенно возрастает (как и работоспособность), достигая максимума к моменту наивысшей работоспособности, а при появлении первых признаков утомления она вновь уменьшается. Аналогичная вариация скорости движения конвейера используется и во второй половине рабочей смены. Применение вариаторов дает высокий охранительный и производственный эффект.
Различают три вида внутрисменного отдыха: микропаузы, макропаузы и обеденный перерыв. Перерывы, предусмотренные регламентом производства, называются регламентированными. Их эффективность как восстановительного мероприятия - выше перерывов, которые совершаются "без разрешения" - нерегламентированных.

Микропаузы
Это промежутки между отдельными операциями или между отдельными элементами операций. Обычно продолжительность каждой микропаузы 1-2 сек. В среднем за весь рабочий день сумма всех микропауз должна составлять 7-10% от рабочего времени, например, при 8-часовой смене - 48 минут. Отсутствие микропауз в условиях конвейерного производства вызывает глубокое утомление. Поэтому микропаузы должны предусматриваться при расчетах нормы выработки. Во время микропауз возникают условия для кратковременного отдыха, что предотвращает развитие глубокого утомления.

Макропаузы
Представляют собой перерывы на отдых длительностью 5-10 минут или больше. Чем выше мощность выполняемой работы (чем выше тяжесть работы), тем больше требуется времени на отдых. Например, шахтеры примерно 50% времени пребывания под землей вынуждены отдыхать: в противном случае, если длительность отдыха будет уменьшена, их производительность труда существенно упадет. Итак, суммарное время отдыха (сумма макропауз) определяется тяжестью работы. При легком по тяжести и напряженности трудовом процессе достаточно в каждой половине рабочей смены 1-2 перерыва на отдых длительностью 5-10 минут. Длительные (более 10 минут) или частые перерывы снижают работоспособность и требуют дополнительного времени для врабатывания.
В период макропауз (и в период обеда) может быть предоставлен активный и пассивный отдых. Активный отдых - это отдых, при котором временно включаются мышечные группы, не участвующие в основной работе. Например, движение ногами при постоянной работе руками. Феномен активного отдыха был выявлен И. М. Сеченовым. Активный отдых эффективнее для восстановления работоспособности, чем пассивный отдых. Это положение подтверждено многочисленными наблюдениями, но в последние годы показано, что эффективность активного отдыха зависит от мощности выполняемой работы: при средней и высокой тяжести труда (III, IV ст.) его эффективность меньше, чем при легком труде; у пожилых людей эффективность активного отдыха ниже, чем пассивного. Следовательно, подход к использованию активного отдыха должен быть дифференцированным. Формы активного отдыха - производственная гимнастика или произвольные самостоятельные движения работающего в цехе или за его пределами.

Обеденный перерыв
В отличие от микро- и макропауз, не входит в понятие "рабочее время", так как согласно трудовому законодательству, время на обеденный перерыв идет за счет личного бюджета времени работающего. Его продолжительность не должна быть меньше 30 минут, т. к. более короткий промежуток времени не дает полноценного восстановительного эффекта. Этот перерыв предназначен не только для приема пищи (кстати, при работе не рекомендуется обильный обед), но и для отдыха - пассивного или активного, что определяется характером работы. При умственной деятельности, как правило, во всех случаях рекомендуется активный отдых во время макропауз и обеденного перерыва. При умственной деятельности макропаузы назначаются каждые 45 минут, в основном по 5 минут, а ближе к обеденному перерыву - по 10 минут. Обеденный перерыв назначают в середине рабочей смены.

В режим рабочего дня также вводят элементы производственной гимнастики и функциональной музыки.

Производственная гимнастика
Вводную гимнастику используют для повышения скорости врабатывания; физкультпаузу проводят ежедневно в течение 5-10 минут от 1 до 4 раз в смену с целью поддержания высокой работоспособности в течение рабочего дня и назначают ее в период начинающегося утомления, в момент снижения кривой работоспособности; физкультпаузы проводят с целью снижения усталости: в пределах 2-3 минут выполняют 2-3 упражнения, например, первое упражнение - это "потягивание", второе и третье упражнения - это разминка мышц шеи, рук, ног - той части тела, в которой ощущается наибольшая усталость.

Функциональная музыка
Широко применяется на производстве. Используют встречную музыку, ее транслируют перед началом работы с целью повышения процессов врабатывания; функциональную музыку в начале смены - для повышения процессов врабатывания и в период развития утомления (в этом случае, в отличие от музыки врабатывания, используется плавная, мелодичная, напевная мелодия); в конце рабочей смены транслируют предфинальную музыку, а после окончания работы - финальную. Конкретное содержание музыкального воздействия определяется психологической целью: для снятия утомления требуется спокойная музыка, для повышения процесса врабатывания - ритмичная и мажорная.
На каждое ваше "увы" есть наше "зато"
 
Цитата
Ольга А пишет:
Здесь могут быть только профилактичские мероприятия
Ну почему же только. Можно поменять автомобиль, например мерседес на бентли, а для механизаторов например, трактор Беларусь на японский Като.
Назад в будущее.
 
Цитата
Балдин Андрей пишет:
Можно поменять автомобиль
И что? Напряженность трудового процесса как снизится? :D
Это только, если сидеть в кабине и бамбук курить, тогда - да...
На каждое ваше "увы" есть наше "зато"
 
Антоныч! Вот удивляюсь я тебе. Автор спросил: напряженность трудового процесса, то есть снизить усталость в процессе выполнения трудовых функций. Ты ему (автору) посоветовала отправить их на курорт - хорошо конечно, но не то это. А ты считаешь, что это правильно. Я отвечаю, что надо поменять автомобиль, которым управлять гораздо легче, чем тем какой у них сейчас, так же и с трактором. И ты считаешь, что я несу бред. Японцы конечно дураки, я понимаю, но не даром они на своей техники вместо рычагов ставят джойстики. Не задумывалась почему?

Цитата
Ольга А пишет:
Это только, если сидеть в кабине и бамбук курить, тогда - да.
Вот именно к этому японцы и стремятся.
Назад в будущее.
 
Я не хочу сказать, что надо следовать моему совету безоговорочно, для этого надо убедится воочию, а такой возможности нет. И я только даю направление, вот и все.
Назад в будущее.
 
А если невозможно поменять автотранспорт, что делать,то?
 
Цитата
Балдин Андрей пишет:
Вот удивляюсь я тебе
Не переставай! А я постараюсь удивлять тебя всё новыми и новыми фактами, учись.... :D

Цитата
Балдин Андрей пишет:
которым управлять гораздо легче, чем тем какой у них сейчас, так же и с трактором
Алле гараж, мы не про тяжесть трудового процесса говорим, а про напряженность!!!! ЕСТЬ разница, читай документы, в частности «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2.2006-05 - приложение 16
На каждое ваше "увы" есть наше "зато"
 
Цитата
Ольга А пишет:
Алле гараж
У аппарата.

Цитата
Ольга А пишет:
мы не про тяжесть трудового процесса говорим, а про напряженность!!!!
Да они рука об руку идут.










НАПРЯЖЕННОСТЬ ТРУДА — характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на ЦНС, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим Н. т., относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.





Тяжесть трудового процесса – уровень физических нагрузок, которые испытывает работник при выполнении сменных заданий.

Объясняю для особо одаренных, если работнику управлять автомобилем станет легче ФИЗИЧЕСКИ, то у него и настроение повысится, то есть снизится НАПРЯЖЕННОСТЬ.
Назад в будущее.
 
Цитата
Балдин Андрей пишет:
то у него и настроение повысится, то есть снизится НАПРЯЖЕННОСТЬ
У меня вот уже повысилось настроение, а напряженность не снизилась: решаю 3 сложные задачи при отсутствии алгоритма (готовлю новые блюда); слежу за сигналами, которые требуют внесения коррекции (3 кастрюли на плите и духовка); существует огромная ответственность за конечный результат работы (придут мужчины, будут дегустировать); длительность сосредоточенного наблюдения, прям как у водителя на центральной улице города (почти 5 часов кручусь, да еще на форуме зависаю), сигналы один за одним - плотность высокая (то сбежит, то подгорит, то вопрос новый появится...); число объектов одновременного наблюдения зашкаливает; да и риск за собственную жизнь присутствует...
Вот! 6 показателей уже дают класс 3.1 (как минимум), а настроение - замечательное!!!!! :laugh4:
На каждое ваше "увы" есть наше "зато"
 
а вы вообще встречали такое, что по результатам аттестации, у водителя итоговый класс- 2?
 
Цитата
Анастасия Судакова пишет:
а вы вообще встречали такое, что по результатам аттестации, у водителя итоговый класс- 2?
Я - нет.
На каждое ваше "увы" есть наше "зато"
 
А я видела одну такую карту..вот все сижу и думаю, как можно было снизить с 3его класса на 2ой... :confused:
 
Цитата
Ольга А пишет:
Я - нет.
Цитата
Анастасия Судакова пишет:
А я видела одну такую карту..
... и не только водителя, а даже экскаваторщика.
Назад в будущее.
 
Цитата
Анастасия Судакова пишет:
как можно было снизить с 3его класса на 2ой...
если он управляет авто менее 50% рабочего времени, не выезжает за пределы территории...или ездит по улицам маленького городка с незначительным движением автотранспорта, тогда, тяжесть (вынужденная поза в основном), напряженность, шум, вибрация незначительные - вот и 2 класс.
На каждое ваше "увы" есть наше "зато"
 
Цитата
Балдин Андрей пишет:
даже экскаваторщика
Для экскаваторщика характерны не тяжесть и напряженность (если это не постоянные землеройные работы - тогда тяжесть будет), а шум и вибрация. В такой кабине, возможно, эти факторы и будут на уровне 2 класса.
На каждое ваше "увы" есть наше "зато"
 
Цитата
Ольга А пишет:
если это не постоянные землеройные работы - тогда тяжесть будет
Ты вывернешься откуда хочешь. А что тогда, если это не землеройные работы. Можно конечно на экскаваторе и за водкой ездить.
Назад в будущее.
 
Цитата
Балдин Андрей пишет:
Ты вывернешься откуда хочешь.
Я не выворачиваюсь, а объясняю, откуда берется ВПФ. Если он постоянно землю роет, то у него вынужденная поза - дает класс 3.1 (как минимум). А если он менее 25% в кабине находится, за рычаги меньше будет дергать, усилие меньше прикладывать и т.п...., то класс по тяжести будет 2!!!!
Читать классику по АРМ надо, Андрей Николаевич!
На каждое ваше "увы" есть наше "зато"
Страницы: 1 2 3 След.
Читают тему
модератор форума: Павел.


Наша библиотека: | Инструкции по охране труда | Госты | Нормативы | Законодательство по ОТ |

Файлообменник (файлы по охране труда, промышленной и пожарной безопасности)