Сейчас нет времени рыться в документах, но в общем случае, ситуация видется таковой: Для успешной работы с ГПМ назначаются лица, ответственные за безопасное производство работ и лица, ответственные за исправное состояние, которые непосредственно занимаются эксплуатацией данных ГПМ, то есть работники именно того цеха, где кран установлен. Они не являются техническими специалистами по кранам, но прошли обучение и аттестацию по соответствующим программам, имеют удостоверения и должностные инструкции, где указывается, за что они отвечают. Поскольку кран является сложным техническим устройством, а кранов может быть много на предприятии, то из лиц инженерно-технического персонала предприятия (обычно это служба главного механика или тому подобная) назначается лицо, ответственное по надзору, который имеет профильное техническое образование по данному направлению деятельности, и который со знанием дела курирует деятельность как эксплуатантов грузоподъемных кранов, так и соответствующие ремонтные службы. Безусловно, и лицо ответственное по надзору и ремонтники, это более квалифицированные специалисты в вопросах кранового хозяйства, но они также проходят обучение и аттестацию в области промышленной безопасности (категория Б9). Вроде все просто, но далее немного хитрее. Поскольку с появлением крана на предприятии появляется ОПО (если кран регистрируемый), то необходим человек, ответственный за производственный контроль (или служба, если предприятие большое), а вот этот человек обычно и совмещает должность инженера по охране труда (или начальника отдела ОТ) и должность инженера по промышленной безопасности. Он не является профильным специалистом по кранам, но также проходит обучение по категории Б9, и контролирует всех работников, которые описаны выше. Не влезая в технические дебри, он контролирует у всех наличие обучения по специальности (у крановщиков, например), обучение по промышленной безопасности по категории Б9 у всех, наличие удостоверений, протоколов, проведение медицинских осмотров с допуском работы на высоте (кому нужно), организацию работы по назначению всех этих лиц соответствующими приказами по предприятию, внесения своевременных изменений в эти приказы, своевременность проведения соответствующих экспертиз и освидетельствований технических устройств и сооружений (если мостовой кран установлен в цехе, экспертизе уже подлежит и здание цеха), наличие и ведения соответствующей документации и много чего еще. То есть получается интересная ситуация, что ответственный за производственный контроль контролирует ответственного по надзору, хотя ответственный по надзору в кранах более сведущ. Но тут нужно отметить, что работа специалиста по производственному контролю и заключается в КОНТРОЛЕ и механиков, и энергетиков, и строителей, и кадровиков с тем, чтобы никто из этих служб не упустил какой либо момент в своем направлении. Таким образом видится, что совмещать должности ИТР по надзору и ответственного по контролю не рекомендуется. Прочитайте РД 10-40-93 и подумайте,сможете вы совмещать эти должности или нет? По крайней мере в этом же документе дается рекомендация взять ответственного по надзору со стороны (специалиста), если сами не можете обеспечить наличие такового, но производственный контроль у каждого должен быть СВОЙ.
Жить хорошо!
А хорошо жить еще лучше!!!