РД 31.11.81.43-83 «Правила перевозки сжиженных газов наливом специализированными судами-газовозами»

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

7-М

ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА
ПЕРЕВОЗКИ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ

                              Часть II                               

СПЕЦИАЛЬНЫЕПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ
НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ НА СУДАХ
МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО ФЛОТА

РАЗДЕЛ IV

ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ СЖИЖЕННЫХ ГАЗОВНАЛИВОМ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ СУДАМИ-ГАЗОВОЗАМИ

РД31.11.81.43-83

МОСКВА

В/О«МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА»

1985

Разработаны Центральным научно-исследовательским институтом морскогофлота (ЦНИИМФ)

Черноморскийфилиал

Директор филиалаЛ. Д. Яловой

Руководительтемы И. П. Горяинов.

Ответственныеисполнители: В.А. Бобыр, Н.И. Вивденко, Н.В. Васин, М.П. Зинько, И.П.Корниенко, О.К. Кепинг, Т.В. Кузнецова, А.Ш. Кушнир, Н.И. Коваленко, В.В.Луговенко, И.Г. Потапов, Н.И. Плявин, Я.Н. Спиридонов, В.Н. Татаренко

Согласованы Главным управлением перевозок, эксплуатации флота и портовМинморфлота

Начальник В.С. Збаращенко

Внесены Главным управлениемперевозок, эксплуатации флота и портов Минморфлота

Начальник В.С. Збаращенко

РАЗДЕЛIV

ПРАВИЛАПЕРЕВОЗКИ СЖИЖЕННЫХ ГАЗОВ НАЛИВОМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ СУДАМИ-ГАЗОВОЗАМИ.

РД31.11.81.43-83

НастоящиеПравила устанавливают обязательные для морского транспорта и клиентуры условияморской перевозки сжиженных газов наливом специализированными судами-газовозами,осуществляемые пароходствами Министерства морского флота.

По вопросам, непредусмотренным настоящими Правилами, надлежит руководствоваться действующимзаконодательством СССР, Кодексом торгового мореплавания Союза ССР, правилами,положениями и инструкциями, действующими на морском транспорте, инструкциямизаводов-строителей, а также договорами на перевозку.

1. Общие положения

1.1. Сжиженныегазы могут обладать следующими опасными свойствами и последствиями при контактес ними:

а) токсичностью,заключающейся во вредном воздействии паров и жидкости на дыхательные пути,глаза и кожу человека (отравление, наркотическое действие), которое можетпривести к временной потере трудоспособности, тяжелым заболеваниям илисмертельному исходу;

б) пожаро- ивзрывоопасностью;

в) вызватьобмораживание при попадании жидкой или газообразной фазы газов с низкойтемпературой кипения на незащищенные участки кожи;

г) вызватьудушье;

д) воздействиемнизких температур на материалы конструкции и уплотнений, способствующимизменению кристаллической структуры и возникновению внутренних напряжений,превышающих допустимые, что может привести к хрупкому излому материалов, нерассчитанных для работы при низких температурах;

е) вреднымвоздействием на окружающую среду при ее загрязнении.

Кроме того,отдельные сжиженные газы могут обладать следующими дополнительными опаснымисвойствами:

а) повышеннойреакционной способностью, приводящей к опасным химическим реакциям с отдельнымипримесями, несовместимыми материалами, кислородом воздуха или другимисжиженными газами при их смешении;

б) способностьюк реакции полимеризации и саморазложению.

Транспортно-технологическийпроцесс перевозки сжиженных газов должен организовываться и осуществляться сучетом свойств каждого конкретного газа на основе информации и требований,изложенных в настоящих Правилах, технических условиях, информационной картеданного груза и договоре на его перевозку.

1.2. Капитансудна должен быть снабжен инструкциями по погрузке и выгрузке, информацией обостойчивости и непотопляемости одобренного типа, поставляемымизаводом-строителем при постройке судна, или разработанными другимиорганизациями по согласованию с Регистром СССР.

1.3.Техническое состояние танков, технологических трубопроводов и запорной арматурыдолжно обеспечивать сохранность качества и количества сжиженных газов во времягрузовых операций и их транспортировки, включая случай перевозки двух сортовгруза.

1.4. На суднедолжно быть не менее двух переносных приборов для определения:

концентрации токсичныхпаров перевозимых газов;

концентрациипаров взрыво- и пожароопасных грузов;

содержаниякислорода в контролируемой атмосфере.

2. Подготовка судна к грузовым операциям

2.1. До приходасудна в порт погрузки (выгрузки) капитан должен при необходимости запросить уагента или порта/пароходства (сообщить агенту) следующую информацию:

а) наименованиеи количество груза по каждому коносаменту;

б) давление итемпературу груза у приемных фланцев;

в) размерыприсоединительных фланцев для погрузки/выгрузки;

г) наличие/необходимостьгазоотводной магистрали;

д) особыетребования береговой базы к судну и другие необходимые данные, оговоренныедоговором перевозки.

В случаенеобходимости дегазации или инертизации атмосферы грузовых танков капитандолжен также запросить у агента информацию о наличии на береговой базе азота ифакела для сброса остаточного газа из танков.

2.2. До приходав порт погрузки (выгрузки) должна быть проверена с записью результатов всудовой журнал исправность следующих судовых систем и механизмов:

а) системыаварийного закрытия клапанов;

б) системыпожаротушения;

в)трубопроводов грузовой системы с точки зрения отсутствия неплотностей,надежности их крепления и отсутствия смещения. Коррозия и наросты льда натрубопроводах и в местах их соединений свидетельствуют о возможных утечках вэтих местах. Особое внимание должно уделяться соединениям трубопроводов скомпенсаторами;

г)механического оборудования грузовой системы;

д) приборовконтроля и автоматики;

е) системывентиляции насосного и компрессорного отделений;

ж) системыобнаружения утечки газа и аварийной сигнализации;

з) наружногоосвещения;

и) стационарныхи переносных средств связи судна, применяемых при грузовых операциях;

к) включателейсигнализации предельного уровня заполнения грузовых танков.

2.3. Грузовыетанки должны быть подготовлены к погрузке в соответствии с Приложением 3,если нет иных указаний грузоотправителя.

2.4.Межбарьерные, изолированные пространства газовозов должны быть заполненыинертным газом или сухим воздухом в зависимости от конструктивных особенностейи типа грузовых емкостей. Инертный газ, используемый для заполнениявышеуказанных пространств, должен иметь точку росы не выше минус 25 °С исодержание кислорода в этих пространствах не должно превышать 8 % об.

2.5.С приходом в порт погрузки (выгрузки) судно должно быть надежно ошвартовано,ошланговано и заземлено. Грузоотправителем/грузополучателем должна бытьустановлена с помощью технических средств надежная и постоянно действующаясвязь судна с оператором специализированного предприятия, ведущего погрузку(выгрузку), или с соответствующей береговой службой, береговой и рейдовойпожарными командами, подключена к судовой береговая автоматическая системааварийного закрытия клинкетов грузовой магистрали при наличии таковой.

2.6. Грузоваясистема должна быть подготовлена к погрузке (выгрузке) в соответствии сутвержденной капитаном технологической картой предстоящих грузовых операций. Запорныеустройства грузовой системы должны открываться в последовательности,исключающей условия образования гидравлических ударов.

2.7. Грузовые,холодильные системы и системы для продувки групп танков, подготавливаемых дляодновременной перевозки двух различных сортов сжиженных газов, должны бытьразобщены. При этом съемные участки трубопроводов, соединяющие эти системы,должны быть демонтированы, а фланцы заглушены.

2.8. Всеприемные фланцы, не используемые для подключения грузовых шлангов или стендеров,должны быть заглушены.

2.9.Предохранительные клапаны танков на газовозах, предназначенных длятранспортировки сжиженных газов с охлаждением, перед началом грузовых операцийдолжны быть установлены на давление срабатывания, определяемое правиламиклассификационных обществ, действующими в порту выгрузки, но в любом случае ононе должно превышать величины, указанной в документах завода-строителя.

Перенастройкареле давления и предохранительных клапанов производится только по указаниюкапитана судна, о чем делается запись в судовом журнале.

2.10. До началагрузовых операций комиссия, назначенная капитаном судна, с участием старшегопомощника капитана, старшего механика и рефрижераторного механика, должнапроверить готовность судна к грузовым операциям, выполнение требованийНаставлений по борьбе за живучесть судов Министерства морского флота Союза ССРи соблюдение следующих условий:

2.10.1.Необходимо доводить до сведения экипажа и соблюдать портовые правила; на видномместе должна быть вывешена информационная карта груза, с которой должен бытьознакомлен экипаж; доведен до сведения экипажа запрет курения в неустановленныхместах.

2.10.2.Необходимо согласовать с береговой базой график погрузки/выгрузки, максимальнуюскорость погрузки/выгрузки, последовательность заполнения/опорожнения танков,сигналы начала и прекращения грузовых операций, изменения режимовпогрузки/выгрузки.

2.10.3.Необходимо отработать согласованность действий экипажа и берегового персоналапри пожаре и других аварийных ситуациях.

2.10.4. Необходимообеспечить достаточное освещение в местах работы в районе грузовой палубы.

2.10.5. Системавентиляции жилых и служебных помещений должна работать в установленном режиме.

2.10.6.Необходимо следить за своевременным включением стационарной системы обнаруженияутечки газа, соответствием градуировки (калибровки) газоанализатора роду груза,подлежащего погрузке.

2.10.7.Противопожарные системы и оборудование, включая систему водяной завесышлангоприемников (если таковая установлена), должны быть готовы к немедленномудействию.

2.10.8. Членыэкипажа должны быть обеспечены необходимыми средствами индивидуальной защиты,которые проверены и находятся в исправном состоянии, баллоны изолирующихвоздушных дыхательных аппаратов заправлены воздухом до требуемого инструкциейдавления.

2.10.9. Вгрузовой зоне не должны находиться посторонние лица, не связанные с выполнениемгрузовых работ.

2.10.10.Необходимо строго соблюдать пожарно-профилактические меры (см. п.п. 6.2.1-6.2.7).

2.10.11.Предохранительные клапаны на танках отрегулированы на необходимое давление.

2.10.12.Огнепреградители или подобные устройства очищены и не могут препятствоватьпотоку газа.

2.10.13. Содержаниекислорода в атмосфере помещений с инертным газом не должно превышатьустановленного максимального уровня (см. п. 2.4), необходимо обеспечиватьподачу инертного газа для поддержания небольшого избыточного давления в этихпомещениях на весь период проведения грузовых операций.

2.10.14. Вместах присоединения береговых грузовых магистралей к судовым установленыизолирующие фланцы (если таковые требуются портовыми правилами).

2.10.15. Корпусгазовоза (если нет изолирующего фланца) и антенна судовой радиостанции должныбыть заземлены (заземляющий кабель должен подключаться на судне к включателювзрывобезопасного исполнения, который в момент присоединения кабеля долженнаходиться в положении «выключено». Только после того, как кабель надежнозакреплен и будет обеспечен хороший контакт, включатель должен быть переведен вположение «включено» и находиться в этом положении в течение всего временистоянки судна у причала до момента отсоединения кабеля.

2.10.16. Под магистральнымисоединениями необходимо устанавливать поддоны, дренажные вентили должны бытьзакрыты. В случаях погрузки-выгрузки аммиака поддоны должны быть заполненыводой.

2.11.Шланговка/отшланговка выполняется силами, средствами и под ответственность грузителя/получателяв присутствии представителя судовой администрации, если иное не предусмотрено вдоговоре на перевозку.

2.12. Передначалом грузовых операций старший помощник капитана и старший механик обязаныдоложить о готовности судна и судовых систем к грузовым операциям и сделать обэтом запись в судовом журнале.

2.13. До началапогрузки второй помощник капитана должен ознакомить всех лиц, участвующих вгрузовых операциях, с грузовым планом и технологической картой, о чем должнабыть сделана запись в судовом журнале.

Вахтенныепомощники капитана обязаны перед заступлением матросов на вахту инструктироватьих о проводимых в соответствии с грузовым планом и технологической картойоперациях.

3. Очистка, инертизация и дегазация танков игрузовой системы

3.1. Очистка,инертизация и дегазация атмосферы танков и грузовой системы должныпроизводиться в соответствии с настоящими Правилами (Приложение 3) иинструкцией завода-строителя, если иное не предусмотрено инструкциейгрузоотправителя, с соблюдением правил, действующих в порту, в котором онипроизводятся.

3.2. Приочередном доковании, а также после каждой дегазации грузовые танки должны бытьосмотрены и очищены от воды, масла, грязи и ржавчины, из них должны бытьудалены все посторонние предметы, проверено крепление внутренних узлов идеталей, о чем должен быть составлен судовой акт.

3.3. Очисткатанков и грузовой системы от остатков выгруженного остаточного или инертногогаза должна производиться с целью замены их азотом или парами сжиженного газа втом случае, если находящийся в танке остаточный или инертный газ несовместим посвоим химическим свойствам со сжиженным газом, подлежащим погрузке (Приложение 4),или если он снижает его товарное качество.

Степень очисткидолжна соответствовать требованиям фрахтователя или грузоотправителя, а такжетребованиям, приведенным в Приложении 3.

3.4.Инертизация атмосферы танков и грузовой системы производится перед погрузкойили дегазацией. Содержание кислорода после инертизации атмосферы при погрузкесжиженных газов должно быть:

а) при погрузкенефтяных газов (пропан, бутан, пропилен и т.д.) и аммиака ниже 5 % об.;

б) при погрузкесжиженных газов, вступающих в химическую реакцию с кислородом (бутадиен),образующих перекиси или ингибированных, не более 0,2 % об.;

в) при погрузкевинилхлорида не более 0,1 % об.

3.5. Дегазациятанков производится воздухом с целью удаления из них инертного газа или смесиинертного газа и остатков паров груза для подготовки их к осмотру или ремонту.

После дегазациитанков концентрация вредных веществ в находящемся в них воздухе не должнапревышать величин, установленных санитарными или взрыво-пожаробезопасныминормами.

3.6. С цельюдегазации танков после перевозки сжиженного газа запрещается подавать воздух втанки, в которых концентрация паров груза после продувки их инертным газомпревышает 50 % от максимальной концентрации, ниже которой не происходитобразование воспламеняющихся смесей (0,5 НПВС, Приложение 2).

Примечание. В случае перевозки сжиженных газов, накоторые нет диаграммы взрываемости для определения НПВС, концентрация паровгруза, оставшихся в танке после инертизации, не должна превышать 0,5 НПВ.

3.7. Очистка иинертизация танков и грузовой системы производятся продувкой танков и системыинертным или замещающим газом или вакуумированием танков и системы споследующим заполнением их инертным или замещающим газом.

Прииспользовании метода продувки танков инертный или замещающий газ, имеющийплотность большую, чем плотность остаточного газа, должен подаваться в нижнюючасть танка, а при меньшей плотности - в верхнюю. При этом вытесняемые парыдолжны отводиться соответственно из верхней или нижней части танка.

Остаточноедавление при вакуумировании танка не должно быть ниже предела, установленногодля данной конструкции танков.

Перед очисткойили инертизацией атмосферы танков из них предварительно должна быть полностьюудалена жидкая фаза остаточного газа.

3.8. В случае,если во время очистки танки газовоза заполнены инертным газом, его необходимоудалять из танков, трубопроводов и аппаратов методом вытеснения парамизагружаемого газа.

Вытесняемый изтанков газ должен подаваться на берег для сброса или сжигания в факеле иливыпускаться через продувочную мачту в атмосферу при благоприятных направленияхветра и одновременном контроле загазованности палуб и помещений переносными истационарными газоанализаторами.

Выпуск газа ватмосферу может производиться только по согласованию с портовыми властями.

Трубопроводы итехнологическое оборудование судна продуваются и заполняются парамиперевозимого газа по частям.

3.9. Инертныйгаз, применяемый для инертизации танков и системы, должен быть пригодным дляприменения по назначению независимо от способа его получения, в частности ондолжен:

а) бытьхимически совместимым с грузом и материалами конструкций во всех диапазонахрабочих температур и давлений, на которые рассчитана данная грузовая система;

б) иметьдостаточно низкую температуру точки росы для предотвращения конденсации,замораживания, коррозии, повреждения изоляции и т.п. при минимальной рабочейтемпературе;

в) иметьдостаточно низкую концентрацию кислорода - обычно ниже 5 % об., но не более,чем 0,2 %, если груз вступает в реакцию с кислородом и образует перекиси;

г) иметьобъемный коэффициент удельной электрической проводимости не более 104Ом∙м с целью предотвращения образования статического электричества.

3.10. С цельюудаления паров аммиака и инертизации атмосферы танков и грузовой системы недопускается использование инертного газа, содержащего углекислый газ и более 3% об. кислорода.

3.11. Дляпредотвращения попадания паров груза в генератор инертного газа до началапроцесса инертизации атмосферы танков давление в них должно быть ниже, чем вгенераторе инертного газа.

3.12. Послепроизводства инертизации танков установка для получения инертного газа должнабыть разобщена с грузовой системой путем демонтажа секций съемноготрубопровода, а присоединительные фланцы - надежно заглушены.

3.13.Концентрация паров груза в танке или остаточного газа после операцийинертизации, дегазации или продувки погружаемым газом определяется переноснымигазоанализаторами.

4. Грузовые операции

4.1. Общие положения.

4.1.1. Грузовыеоперации должны начинаться по распоряжению капитана или замещающего его лица. Погрузкаможет быть начата только после того, как береговая база сообщит о готовности икондиционности всего количества груза, заявленного судном. При выполнениигрузовых операций необходимо соблюдать требования пп. 6.3.1-6.3.7 настоящих Правил.

4.1.2. Грузовыеоперации должны осуществляться под постоянным наблюдением помощника капитана,отвечающего за их проведение, или лица, замещающего его. При этом ответственномуза грузовые операции рефрижераторному механику запрещается покидать грузовуюзону в течение всего времени выполнения грузовых операций.

4.1.3. Погрузкадолжна производиться береговыми технологическими средствами.

4.1.4. Во времягрузовых операций представителями грузоотправителя должен производиться отборпроб груза (см. п. 4.4) по графику, согласованному с капитаном ибереговой базой хранения сжиженного газа.

4.1.5.Максимальный объем, до которого грузовой танк может быть заполнен жидкой фазой,определяется по формуле:

                                                       (4.1)

где Vт - объем танка, м3;

ρр - плотность груза при расчетной температуре, кг/м3;

ρн - плотность груза при температуре и давлениипогрузки, кг/м3.

За расчетную температурупринимается: для газовозов, предназначенных для транспортировки груза безохлаждения, - температура, соответствующая давлению паров груза, на котороеустановлены предохранительные клапаны, а с охлаждением - температура груза поокончании погрузки, во время транспортировки или при выгрузке беретсямаксимальное значение.

4.1.6.Технологическая схема грузовых операций должна выбираться с учетом параметровгруза, наличия у береговой базы трубопровода для возврата паров груза, а такжепротиводавления береговой грузовой магистрали.

4.1.7.Погрузку/выгрузку необходимо начинать с минимальной интенсивностью,рекомендуемой инструкцией завода - строителя судна, обеспечивающей:

равномерноеохлаждение грузовой системы и танков;

предотвращение гидравлическихударов;

осуществлениеконтроля за правильностью поступления груза и отсутствием утечек;

предотвращениеобразования статического электричества.

4.1.8.Температура, давление, уровень и плотность груза, находящегося в танках игрузовой системе, во время грузовых операций и после окончания их должны быть впределах, обусловленных паспортными данными судна.

4.1.9. Во времягрузовых операций и приема балласта судно всегда должно иметь достаточнуюостойчивость и нормальный дифферент, обеспечивающие, в случае необходимости,немедленный выход в море.

4.1.10. Послегрузовых операций грузовая система должна быть немедленно освобождена отостатков жидкой фазы груза.

4.1.11. Доразъединения присоединительных фланцев из участка трубопровода между береговымии судовыми запорными клапанами должны быть удалены остатки жидкости.Отшланговка не должна производиться до тех пор, пока не будет установлено, чтов рассоединяемых магистралях нет жидкости и они не находятся под давлением.

4.2. Грузовые операции нагазовозах, предназначенных для транспортировки сжиженных газов с охлаждением.

4.2.1. Передначалом погрузки танки должны быть охлаждены до температуры, близкой ктемпературе загружаемого сжиженного газа.

Погрузка должнаначинаться при температуре танков, не превышающей температуру загружаемого газаболее чем на 5 °С.

4.2.2. Скоростьохлаждения танков должна быть в пределах от 4 до 5 град/ч.

В началеохлаждения танков запорный клапан с ручным приводом следует открывать неполностью и на короткие промежутки времени с тем, чтобы не допустить резкогоснижения температуры в трубопроводе после дросселирующего клапана.

4.2.3. Погрузкасжиженного газа должна осуществляться береговой базой при температуре кипенияпри атмосферном давлении, если иное не оговорено в договоре на перевозку. Припогрузке с более высокой температурой должен составляться акт на недогрузсудна.

4.2.4. Впроцессе грузовых операций необходимо контролировать давление, температуру иуровень груза в танках.

При увеличениидавления в танке во время погрузки необходимо увеличить отсос паров груза береговымиустановками. В случае их отсутствия, необходимо включить компрессор судовойустановки повторного сжижения газа, либо снизить интенсивность погрузки.

При падениидавления в танке во время выгрузки необходимо увеличить подачу в него паровгруза либо снизить интенсивность выгрузки.

4.2.5. С цельюпредотвращения работы грузовых и бустерных насосов в кавитационном режимедавление нагнетания их должно быть номинировано в соответствии с инструкциейфирмы.

4.2.6. Вслучае, если газовоз после выгрузки должен следовать под погрузку того же сжиженного газа, то послеокончания выгрузки на борту судна должно оставаться достаточное количествосжиженного газа, необходимое для охлаждения танков во время балластного перехода,но не более рекомендуемого инструкцией завода-строителя. Для определения объемаостатка сжиженного газа на судне должны быть специальные таблицы.

4.3. Грузовые операции нагазовозах, предназначенных для транспортировки сжиженных газов под давлением.

4.3.1. Приперегрузке сжиженного газа из береговых резервуаров, в которых он хранится притемпературе ниже той, на которую рассчитаны танки и грузовая система, сжиженныйгаз должен подогреваться в береговых теплообменниках или промежуточныхцистернах до спецификационной температуры.

4.3.2.Минимальное давление паров груза в танках на момент окончания выгрузки должносоставлять величину, определяемую по формуле:

                                                 (4.2)

где Ро.в. - давление в танках на момент окончания выгрузки, бар;

То.в. - температура в танках на момент окончания выгрузки,К;

Тп - предполагаемая температурана момент погрузки, К.

4.4.Отбор проб груза.

4.4.1. Качествопогруженного сжиженного газа должно удостоверяться сертификатом, выдаваемым грузоотправителемна основе анализа проб, производимого представителем грузоотправителя.

Отбор пробдолжен производиться представителем базы сжиженного газа или представителемгрузополучателя в присутствии и под контролем второго помощника капитана.

4.4.2.Количество отбираемых арбитражных проб, их распределение и время хранения насудне определяется договором на перевозку сжиженного газа.

Емкости сарбитражными пробами, предназначенными для судна, должны храниться на судне вспециально оборудованном помещении.

Емкости дляарбитражных проб должны быть одобренного типа и паспортизованы.

4.5. Определение количествапогруженного сжиженного газа.

4.5.1. Массаостатков газа в каждом танке после выгрузки определяется по формуле.

                       (4.3)

где k -коэффициент изменения объема танка при данной температуре;

Vж- объемчасти танка, заполненной жидкой фазой груза, определяемой по калибровочнымтаблицам в зависимости от взлива с поправкой на дифферент и крен, м3;

ρ‘ - плотность кипящей жидкости при соответствующемдавлении (р) пара втанке, кг/м3;

М -молярная масса груза, кг/к∙моль;

Vт- объемтанка, м3;

Р -давление пара в танке, бар (105 Па);

Vм-молярный объем при 273,15 °К и 1,01325 бар (101325 Па), м3/к∙моль;

t - среднеарифметическая температуражидкой и паровой фазы газа, находящегося в танке, °С.

4.5.2. Массагруза, находящегося на борту судна после окончания погрузки, определяется поформуле:

                                (4.4)

где ρ" - плотность сухого насыщенного пара присреднеарифметической температуре груза в танке, кг/м3.

5. Транспортировка сжиженного газа и переход судна вбалласте

5.1. Приперевозках полимеризующихся сжиженных газов капитан должен получить отгрузоотправителя информацию о порядке перевозки данного груза.

5.2. В течениерейса необходимо вести контроль за:

а) состояниемгруза в грузовых танках (температура, давление, уровень);

б) местамивозможных утечек газа из технологического оборудования;

в) исправнойработой стационарной системы обнаружения утечки газа и вентиляционной системыжилых и служебных помещений.

5.3. Режимохлаждения сжиженного газа выбирается с учетом следующих факторов:

а) температурасжиженного газа и давление в танках должны быть в пределах, установленных дляданного типа судна;

б) максимальноедавление в танках к моменту прихода судна в порт выгрузки не должно превышатьвеличины, установленной инструкцией завода-строителя и правилами, действующимив данном порту.

5.4. Нагазовозах, имеющих в грузовых танках продольные разделительные перегородки,должно быть обеспечено равномерное распределение сконденсированного газа в обеполовины танка с тем, чтобы не допустить переполнения одной из них.

5.5. Приембалласта на газовозе должен осуществляться в соответствии с рекомендациямизавода-строителя.

5.6. Во времябалластного перехода с недегазированными грузовыми танками противопожарныйрежим на судне должен оставаться таким же, как и при транспортировке сжиженногогаза (см. п. 6).

6. Меры пожарной безопасности

6.1. Общие положения.

6.1.1. Насуда-газовозы, кроме настоящих Правил, распространяется действие Правилперевозки нефти и нефтепродуктов на танкерах морского флота, Наставления поборьбе за живучесть судов Министерства морского флота Союза ССР и положенийнастоящих Правил.

Помимоуказанных документов и положений настоящих Правил, необходимо такжеруководствоваться правилами порта, в котором производятся грузовые операции.

6.1.2. Основныеположения о правилах пожарной безопасности, включая меры режимного характера,должны быть отражены в приказе о противопожарном режиме на судне исоответствующих судовых инструкциях и содержать мероприятия какорганизационного, так и технического характера.

6.1.3. Экипажгазовоза должен быть соответствующим образом обучен, хорошо знать опасныесвойства грузов, уметь пользоваться средствами индивидуальной и коллективнойзащиты при утечках газа, хорошо знать конструктивные и стационарные системызащиты и борьбы с огнем, уметь пользоваться противопожарными костюмами,инвентарем и оборудованием, знать приемы и способы их использования как внормальных, так и аварийных условиях.

6.2. Пожаропрофилактическиемеры при подготовке к грузовым операциям.

6.2.1.При подготовке судна к грузовым операциям должна быть проверена готовность киспользованию:

а) системыорошения;

б) системпожаротушения;

в) водяногоорошения аммиачных фильтров системы вентиляции надстройки и МКО и системыавтоматического закрытия заслонок установки кондиционирования воздуха в жилых ислужебных помещениях;

г) аварийногопожарного насоса;

д) системыаварийного закрытия грузовых клапанов;

е) системыаварийной сигнализации и связи с берегом;

ж) устройстваискрогашения;

з) системаварийной автоматики, включая сигнализацию предельного уровня;

и) стационарнойсистемы обнаружения утечки газа.

6.2.2. Жилаянадстройка должна быть полностью загерметизирована. Проход в жилую надстройкуразрешается только через одну дверь, о чем экипаж должен быть оповещен передначалом работ. Остальные двери должны быть закрыты, но не заперты, нa нихдолжны быть таблички с надписью «Проход закрыт».

Все палубныевентиляторы должны быть отключены, а заслонки системы вентиляции судовыхпомещений - задраены.

Должна работатьсистема вентиляции насосного и компрессорного отделений и поста управлениягрузовыми операциями.

Допускаетсятакже работа системы вентиляции жилых помещений, машинного отделения и камбуза(на время приготовления пищи).

6.2.3. Путь отзабортного трапа или сходни до переходного мостика должен быть устлан дорожкойи огражден леерным устройством.

6.2.4. На суднедолжны быть нанесены предупредительные и запрещающие знаки и надписи всоответствии с ОСТ 31.013-79 и ГОСТ 12.4.026-76.

6.2.5. Куритьразрешается только в специально отведенных и оборудованных курительных судовыхпомещениях, определенных приказом по судну, или специально отведенных местах наберегу, согласно правилам порта.

6.2.6. Нагрузовой палубе пожарные посты должны быть готовы к немедленному действию.

6.2.7.Индивидуальные средства защиты экипажа должны быть проверены и подготовлены киспользованию.

6.3. Меры пожарнойбезопасности во время грузовых операций.

6.3.1.Запрещается подход и швартовка любых судов к газовозу, стоящему под грузовымиоперациями, а также прием топлива и другого снабжения.

6.3.2. Грузовыеоперации и операции по подготовке танков во время грозы запрещаются.

6.3.3. Приобнаружении утечки газа грузовые операции должны быть прекращены и приняты меры к немедленномуустранению утечки газа.

6.3.4. В случаенеобходимости, а также при проведении грузовых операций в темное время сутокдолжны использоваться стационарные и ручные фонари взрывобезопасного исполненияодобренного типа.

6.3.5. Нагрузовой палубе разрешается пользоваться УКВ радиотелефоном, береговойтелефонной связью взрывобезопасного исполнения.

6.3.6. На весьпериод грузовых операций судно должно иметь предупредительные знаки или огни всоответствии с действующимимеждународными правилами и обычаями порта.

6.3.7.Запрещается работа судовых радио- и локационных станций во время проведениягрузовых операций.

6.4. Меры безопасности приперевозке сжиженного газа и переходе судна в балласте.

6.4.1. Приперевозке сжиженного газа или переходе судна в балласте с недегазированнымитанками стационарная система обнаружения утечки газа должна постояннонаходиться в работе и позволять производить замеры концентрации газа вконтролируемых помещениях.

При появлении впомещениях концентраций газа, превышающих предельно допустимые (ПДК), должныприниматься неотложные меры к устранению причин загазованности и проветриваниюпомещений.

6.4.2. В районегрузовой зоны запрещается пользоваться:

а) открытымогнем;

б) переноснымисветильниками и другим электрооборудованием не во взрывобезопасном исполнении,электрорадиоприборами;

в)инструментом, могущим образовать искру, и обувью с подошвой, не исключающейвозможность образования искр.

6.4.3. Во времяпроведения грузовых операций или подготовки грузовых емкостей (инертизация,дегазация) на борту газовоза запрещается пользоваться открытым огнем ипроводить огневые работы.

6.4.4. Членыэкипажа газовоза не должны входить в трюмные и другие закрытые редко посещаемыепомещения, в которых может скапливаться газ, без разрешения вахтенногопомощника капитана и без предварительного анализа атмосферы в помещениях.Запрещается вносить в эти помещения какие-либо источники воспламенения.

6.5. Тушение пожаровсжиженного газа.

6.5.1. В случаевозникновения на газовозе загорания сжиженного газа действия экипажа должныбыть направлены на:

а) аварийноепрекращение грузовых операций;

б) аварийноеотключение вентиляции машинного отделения и жилой надстройки;

в) ликвидациюисточника воспламенения;

г) ограничениеи полное устранение аварийной утечки газа;

д) тушениеочага пожара;

е) тушениегорящих струй и пролитого сжиженного газа;

ж) установкуводяной завесы между судном и берегом, орошение надстройки, куполов ишлангоприемников;

з) защитуводяной завесой членов аварийной партии, занимающихся ликвидацией источникавоспламенения или отключением источника поступления газа.

Экипаж газовозадолжен располагаться, по возможности, с наветренной стороны;

и) рассеиваниеневозгоревшихся паров струями распыленной воды из стволов, снабженныхраспылительными насадками;

к) недопущениеоблака газа к возможному источнику воспламенения (водяная завеса и т.п.).

Все этидействия должны быть обязательно отражены в судовом расписании по тревогам.

6.5.2.Одновременно с ликвидацией источника воспламенения необходимо произвестиэвакуацию людей из района пожара, осмотреть этот район, определить визуальноразмер газового облака и направление его движения, о чем необходимо известитьпортовые власти и находящиеся вблизи суда.

6.5.3. Притушении пожара находящиеся в зоне теплового воздействия оборудование инадстройки должны охлаждаться струями воды из шлангов.

6.5.4. На суднедолжны быть предусмотрены меры для немедленной отбуксировки или отхода судна отпирса в случае пожара или взрыва. При необходимости, по совместномураспоряжению администрации порта и пожарно-технической службы отряда ВОХР суднодолжно быть отведено в безопасный район порта или рейд.

7. Требования безопасности

7.1. Настоящиетребования являются дополнением к п. 9.2Правил техники безопасности на судах морского флота (РД 31.81.10-75).Соблюдение требований и положений настоящих Правил является обязательным длявсех членов экипажа газовоза.

7.2. Экипажгазовоза должен комплектоваться из лиц, прошедших специальную подготовку иимеющих соответствующее удостоверение о прохождении обучения для работы насудах-газовозах.

7.2.1.Береговой персонал, связанный с обработкой и обслуживанием судов-газовозов,выполнением научно-исследовательских и других работ на газовозах, находящихся вэксплуатации, должен иметь соответствующие удостоверения о прохождении курсовспециальной подготовки.

7.2.2.Запрещается посещение газовозов посторонними лицами, не имеющими разрешениякапитана судна. Лица, находящиеся на борту газовоза с разрешения капитанасудна, должны быть снабжены средствами индивидуальной защиты из судовогокомплекта и пройти инструктаж у компетентного лица из числа экипажа о правилахпользования средствами индивидуальной защиты. Число посторонних лиц, одновременнонаходящихся на судне, не должно превышать количества резервных средствиндивидуальной защиты, имеющихся на судне.

7.2.3. Лицаберегового состава, участвующие в выполнении грузовых операций, шланговке иотшланговке, замерах, отборе проб, а также связанные с обработкой иобслуживанием судов-газовозов, допускаются на судно только при наличии у нихсредств индивидуальной защиты, соответствующих роду перевозимого груза.

7.2.4.Запрещается выход членов экипажа на грузовую палубу без разрешения вахтенногопомощника капитана.

7.3. Каждыйчлен экипажа судна-газовоза должен быть снабжен закрепленными за нимизолирующим (воздушным) дыхательным аппаратом и фильтрующим дыхательнымаппаратом.

Баллоны сжатоговоздуха изолирующих (воздушных) дыхательных аппаратов должны иметь вместимостьне менее 1200 л воздуха при нормальных условиях.

Кроме того, насудах-газовозах должно быть:

а) не менее 3резервных изолирующих (воздушных) дыхательных аппаратов:

б) на газовозахвместимостью до 25000 м3 - не менее 6, а на газовозах большейвместимости - не менее 8 полных комплектов защитного снаряжения,обеспечивающего безопасность людей при входе в загазованные помещения ивыполнение работ в них;

в) комплектзащитного снаряжения должен состоять из:

изолирующего (воздушного)дыхательного аппарата с баллонами вместимостью не менее 1200 л воздуха принормальных условиях;

защитнойодежды, обуви, перчаток, каски;

спасательноголиня со стальным сердечником и предохранительного пояса взрывобезопасногофонаря.

7.4. Фильтрующиемногофункциональные коробки с масками, предназначенные для защиты органовдыхания, а также глаз и кожи лица от воздействия вредных веществ, разрешаетсяиспользовать только на открытых палубах.

7.5. На суднедолжна быть вывешена на видном месте заводская инструкция о пользованииизолирующими (воздушными) дыхательными аппаратами, по уходу за ними иопределению их исправности.

Все членыэкипажа должны четко знать эту инструкцию, быть обучены и натренированы в практическихусловиях к работе в изолирующих дыхательных аппаратах.

7.6. Членыэкипажа, выходящие на вахту и судовые работы, должны иметь при себе фильтрующиедыхательные аппараты. При выполнении судовых работ в грузовой зоне и в местах,где нет резервных изолирующих (воздушных) дыхательных аппаратов, члены экипажадолжны иметь с собой проверенные закрепленные за ними изолирующие (воздушные)дыхательные аппараты, которые должны находиться в непосредственной близости отместа работы.

7.7. На всехэтапах перевозки сжиженных газов и во время балластного перехода в жилыхпомещениях и в местах проведения работ регулярно администрацией судна должныпроводиться замеры концентрации паров груза с записью результатов в специальномжурнале. Замеры производятся с помощью переносных и стационарныхгазоанализаторов, настроенных на соответствующий род груза.

7.8. Принарушении герметичности грузовой системы, сопровождаемой утечкой газа, на суднедолжна быть объявлена тревога, экипаж должен действовать в соответствии с расписаниемпо тревогам. Для борьбы с утечками газа на судне должен использоватьсяаварийный инвентарь (хомуты, прокладки, манжеты, быстрозатвердевающие материалыдля заделки свищей и т.д.) с применением неискрящих материалов и инструмента.

7.9. С цельюпредотвращения аварийных ситуаций, а также своевременного предупрежденияэкипажа о возникновении опасной ситуации перед началом грузовых операций такжедолжны быть выполнены следующие требования:

а) передприходом судна в порт погрузки-выгрузки необходимо провести учебную тревогу;

б) на все времяпроведения грузовых операций на борту судна должен находиться капитан илистарший помощник капитана;

в) весь экипаждолжен быть обеспечен защитной спецодеждой (например, костюмы химкомплекта),которая должна быть проверена, подготовлена к использованию и находиться влегкодоступном месте; а также выполнены требования пункта 8.3 настоящих Правил;

г) защитнаяодежда и оборудование для аварийной партии должны быть проверены и подготовленык использованию и храниться в легкодоступном месте или специальном помещении,ключ от которого должен находиться у вахтенного помощника капитана;

д) должны бытьподготовлены к использованию необходимые медикаменты и медицинскоеоборудование, согласно требованиям технических условий, морской перевозки кгрузу, подлежащему перевозке;

е)энергетическая установка должна находиться в готовности к немедленному отходусудна;

ж) с морскойстороны судна должны быть спущены с носа и кормы аварийные буксирные канаты,парадный трап приспущен до поверхности воды;

з) вахтеннаяслужба должна вести непрерывное наблюдение за местами возможной утечки иливыброса сжиженного газа (береговые емкости, стендеры, грузовые системы,вентиляционные колонны танков и т.п.);

и) должнаосуществляться постоянная связь между вахтенным помощником капитана ивахтенными матросами с помощью постоянно включенных на прием-передачурадиотелефонов УКВ;

к) на суднедолжно находиться необходимое количество экипажа для обеспечения немедленногоотхода судна.

Запрещаетсяотвлечение вахтенного помощника капитана и вахтенных матросов от своих прямыхобязанностей.

7.9.1. Приобнаружении газового облака необходимо:

а) остановитьгрузовые операции и объявить тревогу;

б) при помощипостоянно действующей связи с берегом (см. п. 2.5) сообщить береговым службамо возникновении опасной ситуации;

в) собратьэкипаж и лиц, присутствующих на судне, внутри жилой надстройки в месте сбора;

г) аварийнойпартии находиться в готовности и действовать по указанию капитана или старшегопомощника;

д) произвестиэвакуацию экипажа и лиц, присутствующих на судне, в безопасную зону на берег.Эвакуируемые должны надеть изолирующие (воздушные) аппараты (см. п. 7.2.2).В случаях накрытия судна аммиачным облаком эвакуируемые должны быть одеты водежду, не оставляющую открытых участков тела, и изолирующие воздушныедыхательные аппараты. Эвакуацией руководит вахтенный помощник капитана;

е) капитану иаварийной партии оставаться на судне для ликвидации утечки газа и обеспечениябезопасности судна.

Приневозможности устранения утечки газа и усложнении аварийной ситуации аварийнаяпартия и капитан должны эвакуироваться в безопасную зону любым путем.

7.9.2. Послеликвидации аварийной ситуации и прохождения газового облака аварийная партияприступает к вентиляции жилых и служебных помещений до достижения санитарныхнорм концентрации газа. Судовой врач и группа разведки производят замерызагазованности во всех жилых и служебных помещениях.

Замерызагазованности производятся переносными газоанализаторами. При достижении ПДКгаза в контролируемых помещениях дальнейший контроль загазованности ведется,как и в период нормальной эксплуатации судна, судовым стационарнымгазоанализатором.

7.10. Коллективнуюзащиту экипажа в случае утечек газа на газовозе должна обеспечивать жилаянадстройка судна.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Термины

Определения

Должно, необходимо, следует

Обозначает обязательность выполнения требований настоящих Правил.

Рекомендуется

Означает, что данное решение является лучшим.

Допускается

Означает, что данное решение является удовлетворительным, но не обязательным.

Балластный газ

Паровая и жидкая фазы газа, остающегося в танке на момент окончания выгрузки и во время балластного перехода.

Взрывобезопасность

По ГОСТ 12.1.010-76.

Вторичный барьер

Наружная герметичная обшивка грузовых танков, служащая временным барьером для предотвращения проникновения любых возможных утечек груза через оболочку грузовых танков в трюмные помещения и предотвращения снижения температуры корпуса судна до недопустимого предела.

Грузовая зона

Часть судна, в которой расположены танки, грузовая система, насосные и компрессорные помещения грузовой системы и которая включает палубные пространства над всеми упомянутыми помещениями по всей ширине и длине судна. Если предусмотрены коффердамы, балластные или пустые помещения у кормовой границы трюмных помещений или в носовой части трюмных помещений, то они исключаются из грузовой зоны.

Дегазация

Введение наружного воздуха в танк, отсек или емкость с целью удаления токсичных или инертных газов до такого уровня, который требуется для спуска людей в танк и для производства в нем работ.

Изолированное пространство

Пространство в грузовой зоне, расположенное ниже главной палубы, не являющееся грузовыми или балластными помещениями.

Изолирующий фланец

Вставной фланец, прерывающий электрическую цепь в трубопроводе.

Ингибитор

Вещество, добавляемое в груз с целью торможения химических процессов (полимеризации и т.п.).

Инертизация

Замена воздуха или паров груза инертным газом перед погрузкой или дегазацией с целью предотвращения образования воспламеняющихся смесей.

Межбарьерное пространство

Пространство между первичным и вторичным барьерами, полностью или частично заполненное изоляцией или другими материалами.

Нижний предел взрываемости смеси (НПВС)

Максимальная концентрация паров груза в смеси с инертным газом, ниже которой не происходит образование взрывоопасной концентрации при смешивании с воздухом.

Нижний предел взрываемости (НПВ)

Минимальная концентрация паров груза в газовоздушной смеси, при которой возможна их взрываемость (воспламенение).

Очистка атмосферы танков и грузовой системы

Замена инертного или остаточного газа недопустимого состава или качества азотом или парами загружаемого сжиженного газа.

Первичный барьер

Оболочка грузового танка.

Пожарная безопасность

По ГОСТ 12.1.004-76.

Предельно допустимая концентрация (ПДК):

По ГОСТ 12.1.005- 76.

Служебные помещения

Помещения вне грузовой зоны, которые используются для камбузов, буфетов, кладовых, складов, мастерских и т.п., за исключением тех, которые входят в состав машинного отделения.

Электрическое заземление

Заземление, при котором сопротивление утечки тока в любой точке при самых неблагоприятных условиях (повышенная сухость воздуха и пр.) не превышает 106 Ом при площади контакта измерительного электрода не более 20 мм2.

Береговая база

Специализированное предприятие, ведущее погрузку или выгрузку судна, накопление и хранение груза.

Остаточный газ

Газ в жидкой или газообразной фазе, оставшийся в грузовой емкости после выгрузки.

Сухой воздух

Воздух, имеющий точку росы ниже минус 45 °С при атмосферном давлении.

Замещающий газ

Пары погружаемого груза.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное

ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГРУЗОВ

Показатели

Аммиак

Бутадиен

Бутан

Бутилен

Винилхлорид

Изобутан

Изобутилен

Пропан

Пропилен

Химическая формула

NH3

С4Н6

С4Н10

С4Н8

С2Н3Сl

С4Н10

С4Н8

С3Н8

С3Н6

Молекулярная масса

17,03

54,09

58,12

56,11

62,50

58,12

56,11

44,10

42,08

Относительная плотность (по воздуху) газовой фазы

0,597

1,883

2,090

1,933

2,170

2,063

1,933

1,561

1,481

Плотность газовой фазы при нормальных условиях, кг/м3

0,772

2,435

2,703

2,500

2,806

2,668

2,500

2,019

1,915

Плотность жидкой фазы при температуре кипения и атмосферном давлении, кг/м3

683

650

600

646

973

594

646

585

609

Температура кипения при атмосферном давлении, °С

-33,4

-4,5

-0,5

-6,2

-13,9

-11,7

-6,9

-42,1

-47,7

Критическая температура, °С

132,4

161,8

152,0

146,6

158,4

135,0

1447,7

96,8

91,9

Абсолютное критическое давление, бар

109,3

41,8

33,8

33,3

52,9

37,5

38,7

41,3

44,1

Объем паров при испарении 1 кг жидкости при нормальных условиях, м3

1,325

0,414

0,386

0,399

0,358

0,385

0,399

0,508

0,532

Температура самовоспламенения, °С

650

420

405

384

545

462

465

466

455

Предельно допустимая концентрация, мг/м3:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в воздухе рабочей зоны

20

100

300

100

30

300

100

300

120

в атмосферном воздухе и судовых помещениях

0,2

Не установлено

200

3

Не установлено

200

Не установлено

Не установлено

0,3

Концентрационные пределы взрываемости в смеси с воздухом, % об.:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нижний (НПВ)

15,2

2,0

1,8

1,6

3,6

1,8

1,8

2,1

2,2

верхний (ВПВ)

28,0

11,5

9,1

9,4

33,0

8,5

9,6

9,5

10,3

Максимально взрывоопасное с держание кислорода при разбавлении азотом, % об.

16,2

10,8

12,3

11,6

Не известно

12,0

12,3

11,6

11,9

Нижний предел взрываемости смеси газа с азотом и кислородом (НПВС), % об.

46,4

6,6

6,7

2,7

Не известно

Не известно

Не известно

8,0

6,8

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Обязательное

ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ТАНКОВ И ГРУЗОВЫХ СИСТЕМ К НАЛИВУСЖИЖЕННЫХ ГАЗОВ

Слитой газ

Сжиженный газ, подлежащий наливу

Аммиак

Бутадиен

Бутан

Бутилен

Винилхлорид

Изобутан

Пропан

Пропилен

1. Аммиак

1

6

3-б

3-б

1

3-б

3-б

1

2. Бутадиен

6

1

4-а

1

4-а

1

1

4-а

3. Бутан

4-б

2

6

4-в

2

5

5

1

4. Бутилен

4-б

2

5

6

2

5

5

1

5. Винилхлорид

1

1

2

1

6

2

2

1

6. Изобутан

4-б

2

5

4-в

2

6

5

1

7. Пропан

4-б

2

2

4-в

2

5

6

2

8. Пропилен

1

2

2

3-в

2

2

2

6

Цифры в таблице обозначают:

1 - инертизацияатмосферы танков и системы инертным газом (или чистым азотом в случаях погрузкиаммиака) до концентрации остаточного газа 0,5 НПВС; дегазация танков и системывоздухом по ПДК; осмотр поверхности танков, зачистка их, удаление ржавчины вслучаях, если погружаемый груз по своим свойствам не допускает присутствие внем ржавчины; инертизация атмосферы танков и системы инертным газом досодержания кислорода 0,2 % об. (в случаях погрузки аммиака - инертизация танкови системы чистым азотом до содержания кислорода 2 % об.);

2 - очисткатанков и системы инертным газом до концентрации остаточного газа 5 % об.(5∙104 частей на миллион);

3 - очисткатанков и системы инертным газом до концентрации остаточного газа не более:

а) 5 % об.(5∙104 частей на миллион);

б) 25 % об.;

4 - очисткатанков и системы от остаточного газа продувкой их парами погружаемого газа нафакел до концентрации остаточного газа не более:

а) 0,03 % об.(3∙102 частей на миллион);

б) 0,1 % об.(103 частей на миллион);

в) 5 % об.(5∙104 частей на миллион);

5 - испарениеостатков сжиженного газа, вытеснение паров остаточного газа парами,погружаемого на факел;

6 - допускаетсяналив (одинаковых) одноименных (по маркам) сжиженных газов на любое количествоостатков при условии, если количество смеси из наливного продукта и остатковсоответствует требованиям стандарта или технических условий на данный продукт.При этом содержание примеси какого-либо вещества в смеси определяется поформуле:

,                                             (4.6)

где С0 -содержание вещества в остатках сжиженного газа в танке, мг/л;

Сп -содержание вещества в погруженном сжиженном газе, мг/л;

V0-объем остатков сжиженного газа в танке, л;

Vп -объем погруженного в танк сжиженного газа, л.

Примечание.Перед проведением операций подготовки танков и грузовых систем под погрузкусжиженного газа согласно шифрам 1; 2; 3; 4 необходимо полностью удалить жидкуюфазу предыдущего груза путем подогрева и выпаривания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Справочное

РЕАКЦИОННАЯСПОСОБНОСТЬ СЖИЖЕННЫХ ГАЗОВ

Наименование

Опасная реакция

Взаимодействие с воздухом

Взаимодействие с водой

Несовместимые материалы

Примечание

Аммиак

Бутадиен, винилхлорид, ацетальдегид, акрелин, окись этилена, ртуть, галогены, альдегиды, кетоны, окислители, кислоты, углекислый газ

Гигроскопичен

Легко растворяется с выделением некоторого количества тепла

Медь, алюминий и их сплавы, оцинкованные поверхности, фенольные или полиэфирные смолы, полихлорвинил

Прочие химические вещества, вступающие в реакцию, см. в информации о грузе

Бутадиен

Окислители, аммиак. Склонен к полимеризации

Образует неустойчивые перекиси при наличии кислорода и/или ржавчины

Не реагирует, но действие ингибитора может быть ослаблено в результате взаимодействия с водой

Монель-металл, медь, алюминий

То же

Бутан

Концентрированная азотная кислота

Не реагирует

Не реагирует

Алюминий

»

Пропилен

Галоиды и галоидоводород, водные растворы хлора и брома

Медленно окисляется кислородом воздуха

Не реагирует

-

»

Винилхлорид

Галоиды и галоидоводород, водные растворы хлора и брома. Полимеризуется под воздействием воздуха, солнечного света или тепла. Аммиак.

Медленно окисляется кислородом воздуха

Не реагирует, но действие ингибитора может быть ослаблено в результате взаимодействия с водой

-

»

Пропан

Окислители, концентрированная азотная кислота

Не реагирует

Не реагирует

Углеродистая сталь при температуре ниже 0 °С

»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 1

2. Подготовка судна к грузовым операциям.. 2

3. Очистка, инертизация и дегазация танков и грузовой системы.. 4

4. Грузовые операции. 6

5. Транспортировка сжиженного газа и переход судна в балласте. 8

6. Меры пожарной безопасности. 8

7. Требования безопасности. 10

Приложение 1. Термины и определения. 12

Приложение 2. Физико-химические свойства грузов. 13

Приложение 3. Порядок подготовки танков и грузовых систем к наливу сжиженных газов. 14

Приложение 4. Реакционная способность сжиженных газов. 15

 

журналы, бланки, удостоверения по ОТ


События

28 апреля

всемирный день охраны труда

Всемирный день охраны труда