Статьи и публикации по охране труда и технике безопасности, промышленной и пожарной безопасности

21.08.2009

Автор: Д.Е. Пономарева, генеральный директор «Интербизнес», г. Санкт-Петербург, 2009. www.inter-business.su

Постоянная работа над оптимизацией затрат предприятия, оптимизацией его бизнес-процессов – естественное и необходимое условие эффективности производства.

Опыт работы с предприятиями Санкт-Петербурга и Краснодара, накопленный нами с 2002 года, позволяет сейчас рассказать о способах оптимизации бизнес-процессов предприятий, связанных с обеспечением спецодеждой.

Часто мы сталкиваемся с разделением функций закупки и эксплуатации, обслуживания спецодежды. Так службы снабжения занимаются приобретением спецодежды, АХО – стиркой и выдачей, склад – учетом спецодежды. Увы, не всегда действия служб согласованы. Когда речь заходит об экономии затрат на спецодежду, выясняется, что комплексный анализ затрат отсутствует. Простое снижение финансирования по статьям: стоимость одежды, стоимость стирки, ремонта и т.д., зачатую оборачивается резким снижением качества обеспеченности персонала спецодеждой, как следствие, нарекания со стороны контролирующих органов, штрафы, а иногда и серьезные случаи травмирования сотрудников.

Мы рекомендуем задуматься над оптимизацией всех бизнес-процессов, связанных с обеспечением СИЗ. Анализируя затраты на спецодежду, конечно, следует учитывать, что они состоят не только из стоимости приобретения и доставки. По нашим данным значительная часть ежегодных расходов приходится на обслуживание спецодежды: стирку, химчистку, ремонт, контроль состояния и замену.

Также неизбежны затраты на сбор грязной и выдачу чистой спецодежды, ее сортировку, маркировку и комплектование. Другая важная составляющая – учет оборота спецодежды, ведение личных карточек учета спецодежды, отчетность, контроль и планирование расходов.

Наш опыт работы с крупными производителями (например, Philip Morris International (фабрики в Санкт-Петербурге и Краснодаре), «Русский стандарт водка» (г. Санкт-Петербург)), показывает, что комплексность в решении всех перечисленных вопросов значительно повышает эффективность работы по охране труда на предприятии.

Диаграмма 1 .Структура затрат предприятия на организацию обеспечения спецодеждой

Большинство предприятий наблюдают перерасход ресурсов, связанный с такими проблемами управления, как необходимость постоянного инвестирования в непрофильные производства (например, в оборудование и содержание собственной прачечной), бесконтрольный оборот спецодежды, вынос одежды за территорию предприятия, и, в то же время, недостаточное количество выдаваемой спецодежды на производстве, несоблюдение техники безопасности.

Сейчас вопросы обеспечения спецодеждой на предприятиях решаются так:

  1. Одни предприятия покупают спецодежду и «забывают» про стирку, оставляя ее на работника. Конечно, стирка спецодежды в домашних условиях запрещена законодательством. Кроме того, говорить о своевременной и качественной очистке изделий «на дому» не приходится. Это ведет к очень быстрой порче спецодежды, потере ее защитных свойств, т.е. к досрочному списанию.
  2. Другие предприятия - покупают спецодежду и содержат собственную прачечную. В этом случае нужно правильно оценить экономическую эффективность собственного прачечного хозяйства, поскольку для его организации потребуются как минимум: стиральные машины, барабанные сушилки, пароманекен, парогенератор, маркировочное оборудование, швейные, пуговичные машины, другое вспомогательное оборудование, обученный персонал. На практике нам чаще встречались неэффективные собственные прачечные с несопоставимыми затратами на тот объем стирки и уровень ее качества, который они обеспечивали.
  3. Третьи предприятия - покупают спецодежду и стирают в специализированной прачечной. В этом случае можно рассчитывать на регулярную и качественную обработку одежды, маркировку, доставку, возможно, даже и на мелкий ремонт. Но вопросы сбора/выдачи спецодежды, а главное вопросы учета и контроля за оборотом спецодежды целиком лежат на вашем предприятии.
  4. Аренда спецодежды может стать решением всего комплекса вопросов по спецодежде. Это не только предоставление качественной сертифицированной спецодежды, важно, что гарантируется ее профессиональная обработка и учет. Арендодатель своими силами осуществляет: выдачу нескольких комплектов спецодежды на каждого сотрудника (для замены на время стирки), маркирование изделий по номерам и именам сотрудников, стирку/химчистку и текущий ремонт арендной спецодежды, вывоз и доставку на предприятие по согласованному графику, постоянный контроль состояния одежды, замену изношенной одежды без доплат, а также предоставление детальной отчетности отделу охраны труда.

Что получают предприятия, арендуя спецодежду?

Во-первых, постоянное высокое качество спецодежды за счет контроля на всех этапах, от выбора ткани и пошива, до обработки.

Во-вторых, организация процесса приема/выдачи спецодежды на предприятиях. Это комплексное решение всех вопросов, связанных со спецодеждой, а следовательно, и повышение эффективности этой работы.

В функции представителя арендного предприятия может входить: постоянное присутствие на предприятии, прием и выдача после стирки спецодежды сотрудникам, ведение личных карточек, автоматизированный учет оборота арендной спецодежды, составление отчетности и пр.

В-третьих, в любой момент времени возможность получить объективные данные по обеспеченности предприятия спецодеждой, прозрачность расчетов и легкость планирования расходов на спецодежду.

Преимущества аренды спецодежды:

Для управленцев:

  • Возможность сосредоточиться на основной деятельности
  • Прозрачность и прогнозируемость расходов:
  • Нет склада спецодежды: принял работника – арендовал одежду, уволил – вернул одежду. Учет количества одежды ведется понедельно.
  • Нет расходов на поддержание и управление собственной прачечной, экономия на транспортных расходах
  • Вместо разовых крупных инвестиций в закупку спецодежды и затрат на обслуживание (стирку, химчистку, ремонт) - ежемесячные арендные платежи, которые предприятие включает в себестоимость в соответствии с законодательством.

Для работников:

  • Регулярное профессиональное обслуживание одежды - стирка, ремонт, замена изношенной
  • Отличный внешний вид рабочих, а это имидж предприятия и культура производства
  • Аренда включает ремонт одежды. Поэтому арендная компания использует качественные ткани и профессиональные моющие средства, что гарантирует длительный срок службы одежды.
Для служб и специалистов по охране труда, производственной санитарии
  • Компания, предоставляющая спецодежду в аренду, обеспечивает выполнение требований действующего законодательства к спецодежде и уходу за ней
  • Детальная отчетность, прозрачность расходов на спецодежду, легкость планирования и контроля.

Тункин Сергей

7442

Рейтинг
3.56

Комментарии зарегистрированных пользователей сайта

оставить комментарий

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

ПОДПИСАТЬСЯ
Все адреса защищены от спама!