Статьи и публикации по охране труда и технике безопасности, промышленной и пожарной безопасности

04.07.2011

Н. Крикун, «Интербизнес»,
www.inter-business.su
Спецодежда свыше норматива? В расходы!

Приобретая спецодежду во временное пользование по договору аренды (в соотв. с п. 4 Межотраслевых правил обеспечения спецодеждой), как обосновать выдачу трех комплектов спецодежды каждому работнику, если в Типовых отраслевых нормах указан 1 комплект на 1 год?

Приобретение и выдача спецодежды сверх установленных норм - это расходы за счет прибыли или их можно отнести в себестоимость?

Такие вопросы часто исходят от компаний, приобретающих спецодежду (и в аренду, и в собственность). Действительно, на ряде производственных предприятий, где требуется частая стирка спецодежды, 1 рабочего костюма, положенного по Типовым нормам, и даже двух комплектов с удвоенным сроком носки, бывает не достаточно для организации своевременной стирки в подрядной прачечной. Аренда спецодежды, как комплексная услуга, включающая еженедельную стирку и прочий уход за спецодеждой, предлагает обеспечение каждого работника 3 или даже более комплектами спецодежды.

Изучив нормативную базу, интернет публикации авторитетных источников, мы утверждаем, что учитывать в себестоимости расходы на приобретение спецодежды сверх типовых норм можно.

Потому что:

1.При расчете налога на прибыль учитываются затраты на спецодежду, приобретенную в порядке, предусмотренном законодательством (п. 1 ст. 252, подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

2. Выдача спецодежды сверх норматива по инициативе организации предусмотрена законодательством, а именно: частью 2 статьи 221 Трудового кодекса РФ, где установлено, что «Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов».

Пункт 6 «Межотраслевых правил обеспечения работников спецодеждой», утв. Приказом Минздравсоцразвития № 290Н от 01.06.2009, дублирует это положение ТК и дополняет, что: «Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.»

Итак, для улучшения условий труда работников организация вправе отступить от отраслевых норм, а именно:

– сократить периодичность замены спецодежды по сравнению с типовыми нормами (ч. 2 ст. 221 ТК РФ, п. 6 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н);

– заменить спецодежду, предусмотренную типовыми нормами, другим видом спецодежды (ч. 2 ст. 221 ТК РФ, п. 7 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н). Для этого в региональную инспекцию труда необходимо направить письменный запрос, в котором следует обосновать необходимость замены спецодежды (п. 35 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н). После получения положительного ответа вместо спецодежды, предусмотренной типовыми отраслевыми нормами, можно выдать другой вид спецодежды. Если замена не носит принципиального характера (например, вместо куртки сотруднику выдана ветровка), то согласовывать ее не нужно (письмо Минфина России от 5 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/320);

– обеспечить спецодеждой сотрудников, профессии и должности которых не предусмотрены типовыми нормами. Для этого необходимо провести аттестацию рабочих мест (ч. 2 ст. 221 ТК РФ, п. 6 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н). Порядок проведения аттестации установлен приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569. По результатам аттестации условия работы сотрудника должны быть признаны вредными (опасными) или связанными с загрязнением. Если в организации есть профсоюз, то с ним нужно согласовать выдачу спецодежды, не предусмотренной типовыми нормами (ч. 2 ст. 221 ТК РФ, п. 6 и 7 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н).

Чтобы у налогового инспектора не было вопросов по поводу учета таких расходов при расчете налога на прибыль, порядок выдачи спецодежды следует закрепить во внутренних документах организации, например, в коллективном и (или) трудовом договоре или Правилах трудового распорядка. При этом нужно установить:

– перечень должностей, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда (загрязнением);

– нормы выдачи спецодежды по каждой должности;

– срок носки, по истечении которого сотруднику должен быть выдан новый комплект спецодежды.

Профессиональные издания и интернет ресурсы подробно поясняют бухгалтерам предприятий, как правильно оформить приобретение и выдачу спецодежды работникам, в т.ч. сверх норматива.

Тем не менее, из поступающей от компаний информации, создается впечатление, что предприятия «боятся» выдавать работникам спецодежду сверх Типовых норм, ссылаясь на налоговую инспекцию, которая не принимает эти расходы в расчете налога на прибыль. Что это, незнание своих прав, отговорка работодателя? Достаточно ли внимания уделяют этой теме учебные предприятия, которые готовят специалистов ОТ?



При подготовке статьи использованы материалы:


Тункин Сергей

12212

Рейтинг

Комментарии зарегистрированных пользователей сайта

оставить комментарий
cons_1.jpg