Лекция о специальной оценке условий труда

Данная лекция является выдержкой из дистанционного курса
«Специальная оценка условий труда. Новые права, обязанности и ответственность работодателя с 2014 г.» , который пройдет с 7 по 14 апреля 2014 года.
Обучение проводит Учебный центр Форум Медиа, с 7 по 14 апреля.
Обучение проходит дистанционно - 2 лекции в формате PDF высылаются по электронной почте 1 раз в неделю
  
На курсе вы узнаете:
1) Как правильно организовать проведение СОУТ в свете последних изменений
2) Какие мероприятия необходимо провести, и какие документы подготовить
3) Как правильно выбрать организацию, которая проводит спецоценку
4) Какие категории работодателей смогут проходить упрощенную процедуру спецоценки по сниженной стоимости
5) Как результаты СОУТ могут изменить размеры уплачиваемых страховых взносов в ПФР
Стоимость обучения 4600 руб. (плюс 18%НДС)



Спецоценка условий труда шагает по стране
Давайте разберемся, какие основные новации вводятся Федеральным законом№ 426 «О специальной оценке условий труда».

Автор: Елагина Маргарита Анатольевна
к.т.н., зав. кафедрой охраны труда и безопасности


 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральный закон № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» (кроме ст. 18 о федеральной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки труда, которая вступит в силу в 2016 г.) и Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"» (далее - ФЗ № 421).

Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает ряд относящихся к охране труда положений, связанных с безопасными условиями труда работников. Ранее вредные и/или опасные факторы среды и трудового процесса работников выявлялись в ходе аттестации рабочих мест, которая проводилась в соответствии с различными методическими указаниями, инструкциями и положениями. Однако единого порядка выявления вредных и/или опасных факторов законодательно закреплено не было. Новый закон заполнил данный пробел.


Процедура специальной оценки условий труда (СОУТ).

Это комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3).

Таким образом, специальная оценка условий труда призвана выявить вредные и/или опасные факторы места, где работник трудится.

Впервые на уровне федерального законодательства вводится понятие и регламентируется порядок идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов - сопоставление и установление совпадения имеющи хся на рабочих местах факторов с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утверждаемым Минтрудом России.


Процедура декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда составляется работодателем в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены. Она подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения (ч. 1 ст. 11).


Введение классификации условий труда (ст. 14).

В зависимости от вредности/опасности условий труда, Закон устанавливает классы и подклассы условий труда на рабочих местах. В зависимости от класса (подкласса) проводятся определенные мероприятия по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности.

Ранее (в процессе процедуры аттестации рабочих мест) гигиеническая оценка условий труда и установление классов условий труда работников осуществлялось согласно «Руководству по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (Р 2.2.2006-05), утв. 29.07.2005 Главным государственным санитарным врачом РФ. Данный документ не был зарегистрирован в Минюсте, и в соответствии с действующими законодательными нормами его требования были не обязательны для исполнения (см. п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актовфедеральных органов исполнительной власти»).

Факт регламентирования классов условий труда на федеральном уровне имеет важное значение, поскольку от установленного класса зависит предоставление гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а также право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Также в конкретных организациях от этого зависит размер страховых взносов работодателей в Пенсионный фонд РФ. Следовательно, и работодателям, и наемным работникам необходимо знать правовую основу процедуры специальной оценки условий труда.


Обратите внимание! В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Данная процедура должна быть согласована с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 6 ст. 14).


Регламентирование применения результатов СОУТ для установления:

● гарантий и компенсаций работникам, предусмотренных ТК РФ;

● дополнительного тарифа страховы х взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.


Введение новых требований к организациям, проводящим специальную оценку условий труда.

Законодательно (ч. 2 ст. 19) установлена необходимость наличия в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.


Важно! В ст. 20 введено новое понятие «эксперт организации, проводящий специальную оценку условий труда» и сформулированы предъявляемые к нему требования.


Регламентирование исполнения обязательств организации, проводящей специальную оценку условий труда (ст. 23).

ФЗ № 421 вносит целый ряд изменений в 13 федеральных законов, а также в ТК РФ. Согласно ч. 23 ст 11 изменен 10-й абзац ст. 212 ТК РФ, в соответствии с которыми работодатель обязан провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Таким образом, одновременно с введением в ТК РФ требования к работодателю об обязательном проведении СОУТ, из него удалено требование проведения АРМ. Во всех статьях ТК РФ, где использовалось понятие «аттестация рабочих мест по условиям труда», теперь указано «специальная оценка условий труда». Следовательно, с 1 января 2014 г. нет законодательного требования к работодателю о проведении АРМ и оценка условий труда на рабочих местах в целях, предусмотренных трудовым законодательством, может осуществляться только в форме СОУТ.


Обратите внимание! Работодатели, проводившие АРМ в 2013 г. должны были предусмотреть при заключении договоров с аттестующими организациями условие о завершении всего объема работ по АРМ до 31 декабря 2013 г. Результаты АРМ, проведенной до 31 декабря 2013 г., действительны в течениепяти лет со дня завершения данной аттестации (ч. 4 ст. 27 ФЗ № 426).

Согласно ч. 3 ст. 8 ФЗ № 426 специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой, утверждаемой Минтрудом России, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В связи с этим издан приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», который в настоящее время находится на регистрации в Минюсте России.

Данным приказом будут утверждены:

1) методика проведения специальной оценки условий труда;

2) классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов;

3) форма отчета о проведении специальной оценки условий труда;

4) инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Несмотря на то, что ФЗ № 426 вступил в силу с 1 января 2014 г., приступать к проведению специальной оценки условий труда можно будет только после регистрации указанного выше приказа № 33н в Минюсте России и опубликования в установленном порядке.




События

28 апреля

всемирный день охраны труда

Всемирный день охраны труда