Доклад руководителя Федеральной службы по труду и занятости Ю. Герция на расширенном заседании Коллегии Федеральной службы по труду и занятости

Доклад руководителя Федеральной службы по труду и занятости Ю. Герция на расширенном заседании Коллегии Федеральной службы по труду и занятости 06.04.2012|Государственный надзор и контроль

2011 год оказался не только годом сложной и напряженной работы всех работников Государственной службы занятости населения и Федеральной инспекции труда, но и чрезвычайно интересным годом с точки зрения выполнения задач, реализации и совершенствования полномочий в трудовой сфере и в области защиты прав граждан от безработицы. Это был важный год и с точки зрения открывающихся возможностей по развитию всей системы социально-трудовых отношений в Российской Федерации.


2011 год подвел черту под трехлетним кризисным периодом в жизни нашей страны и стал годом завершения антикризисных мероприятий в общероссийском масштабе, годом стабилизации социально-трудовой сферы и возращения основных характеристик рынка труда к докризисным значениям.

Нам удалось практически реализовать новые методы и подходы к исполнению полномочий в сфере занятости и трудовых отношений, а также разработать и осуществить целый ряд новых направлений деятельности. Также была налажена система сбора и анализа информации, позволяющая оперативно принимать необходимые управленческие решения. Речь идет об организации и проведении целой системы мониторингов, включающей в себя:

  • мониторинг ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации,
  • мониторинг процессов высвобождения на предприятиях и в организациях,
  • мониторинг реализации региональных программ,
  • мониторинги за полнотой и качеством предоставления государственных услуг и внедрением мероприятий административной реформы.

Обращения граждан
Прошедший год показал повышение востребованности деятельности Федеральной службы по труду и занятости со стороны российских граждан. Несмотря на стабилизационные тенденции на рынке труда и в экономике страны, уровень обращений граждан и в Роструд, и в государственные инспекции труда остаётся высоким. Только непосредственно от граждан в 2011 году в Роструд поступило почти 11 тыс. обращений. Еще свыше 2 тыс. писем поступили в Роструд из Администрации Президента Российской Федерации. Продолжает расти число обращений граждан по электронной почте. За прошедший год поступило свыше 9 тыс. электронных обращений, что почти на четверть больше, чем в 2010 году.

В государственные инспекции труда в течение года поступило 316 тыс. обращений граждан, на личном приеме госинспекторами труда было дано около 395 тыс. консультаций по наиболее актуальным вопросам трудового законодательства. Проведенное в середине 2011 года социологическое исследование уровня правовой грамотности населения в сфере трудового законодательства показало, что на вопрос «В какие государственные инстанции можно обратиться при нарушениях трудового законодательства?» большинство респондентов указали именно государственную инспекцию труда.

Информационные системы поиска работы
Расширяются возможности информационного портала «Работа в России». Посетителям Портала, а это широкая аудитория соискателей работы и работодателей, доступны два общероссийских банка данных - Общероссийский банк вакансий и Общероссийский банк соискателей работы, что играет существенную роль в повышении мобильности рабочей силы и регулировании внутренней трудовой миграции. Для примера, количество рабочих мест в Общероссийском банке вакансий по состоянию на середину февраля 2011 года составляет свыше 1 млн. 270 тыс. вакансий. Обновление информации на Портале происходит ежедневно в автоматическом режиме. За прошедший год Портал посетили более чем 2,5 млн. пользователей, при этом страницы раздела «Поиск работы» были просмотрены свыше 55 млн. раз. Всего же за весь период его работы уже зафиксировано свыше 6 млн. 300 тыс. обращений пользователей Интернета к информационному ресурсу. В ближайших планах Роструда совершенствование Портала «Работа в России» для обеспечения возможностей поиска рабочих мест, допускающих трудоустройство инвалидов, а также создание раздела «Мир профессий» с отражением профессий и специальностей, пользующихся наибольшим спросом на рынке труда.

Информирование и консультирование по вопросам соблюдения трудового законодательства
Рострудом и государственными инспекциями труда продолжалась целенаправленная реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня знаний и информирования граждан в сфере трудового законодательства. Так, по результатам проведенных проверок работниками инспекций организовано и проведено более 60 тыс. совещаний и семинаров с работодателями, ответственными должностными лицами и работниками организаций. В течение 2011 года работники государственных инспекций труда более 7,7 тыс. раз выступали в средствах массовой информации с сообщениями по вопросам трудового законодательства. При этом только в период с 25 мая по 15 декабря 2011 года в печатной прессе, на лентах информагентств, иных Интернет-ресурсах, на телевидении и радио было размещено свыше 8 тыс. публикаций и сообщений о деятельности Роструда, его территориальных органов и о темах, связанных с соблюдением законодательства в сфере трудовых отношений. Наибольшая доля из них (31%) была посвящена конфликтам и нарушениям трудового права.

Автоматизация мероприятий по надзору и контролю
В настоящее время локальными вычислительными сетями оснащены все 82 государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации, а общее количество автоматизированных рабочих мест в инспекциях превысило 4 тыс. единиц и на сегодняшний день превышает общую численность сотрудников инспекций.

В 2011 году были завершены работы по переходу государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации на работу с АИС ГИТ версии 4.0. В 2012 году запланировано обеспечить полноценный сбор отчетной информации с использованием АИС ГИТ версии 4.0., а также разработку мобильного рабочего места инспектора труда. Использование мобильного рабочего места позволит инспекторам, находящимся на проверке, формировать документы, отражающие результаты проверки в инспектируемой организации.

Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства
В 2011 году Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами продолжалось осуществление системного государственного надзора и контроля.
В течение 2011 года государственными инспекциями труда было организовано и проведено свыше 156 тыс. проверок по вопросам соблюдения законодательства о труде, из которых более 69 тыс. проверок – по вопросам охраны труда.

Из общего количества проведенных проверок в плановом порядке проведено 35,7 тыс. проверок (22,9 %), 77,1 % проведены во внеплановом порядке.

В ходе всех видов проверок государственными инспекторами труда было выявлено более 800 тыс. нарушений трудового законодательства, включая более 549 тыс. нарушений законодательства об охране труда. В целях их устранения работодателям выдано около 129 тыс. обязательных для исполнения предписаний. Процент их исполняемости составил 94%, что является достаточно высоким показателем.

В целях обеспечения контроля за исполнением ранее выданных предписаний государственными инспекторами труда в 2011 году было проведено 7 тыс. 972 внеплановых проверки, что составляет 6,6 % от общего числа проведенных проверок и находится на уровне 2010 года. По результатам проведенных проверок и расследований несчастных случаев на производстве были приняты решения о наложении административных наказаний более чем на 100 тыс. виновных лиц, в том числе, денежных штрафов – на 88 тыс. должностных лиц, почти 11 тыс. – на индивидуальных предпринимателей и свыше 11 тыс. – на юридических лиц. Общая сумма наложенных штрафов составила немногим менее 589 млн. рублей, взысканных – более 542 млн. рублей. На основании протоколов государственных инспекторов труда приняты решения о дисквалификации свыше 230 должностных лиц.

В результате проведенных надзорно-контрольных мероприятий и исполнения законных требований государственных инспекторов труда в 2011 году работодателями были:

  • произведены выплаты незаконно задержанной заработной платы почти 460 тыс. работникам на общую сумму более 6,5 млрд. рублей;
  • отменено 1 тыс. 116 приказов о незаконном увольнении работников и более 2 тыс. незаконно наложенных дисциплинарных взысканий;
  • оформлено 24 тыс. трудовых договоров;
  • прекращено использование почти 112 тыс. единиц средств индивидуальной защиты, не имеющих сертификатов и не соответствующих требованиям охраны труда;
  • отстранены от работы 94 тыс. работников, не прошедших своевременно в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда;
  • временно приостановлены до устранения нарушений, угрожавших жизни и здоровью работников, эксплуатация более 1200 единиц оборудования и деятельность 164 структурных подразделений и производственных участков.

Сокращение просроченной задолженности по заработной плате и соблюдении законодательства об оплате труда в хозяйствующих субъектах Российской Федерации
По данным Росстата, по состоянию на 1 января 2012 года суммарная просроченная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации составила 1 млрд. 766 млн. рублей и по сравнению с 1 января 2011 года снизилась на 634 млн. рублей. Это наименьший размер задолженности за весь период статистического наблюдения. При этом, начиная с 2009 года, в целом по Российской Федерации сохраняется тенденция последовательного снижения размера задолженности.

В 2011 году было проведено 56 тыс. проверок соблюдения работодателями законодательства об оплате труда, по результатам которых были произведены выплаты задержанной заработной платы более 459 тыс. работников на общую сумму 6 млрд. 552 млн. рублей.

За допущенные работодателями всех форм собственности нарушения законодательства об оплате труда в 2011 году к административной ответственности в виде штрафа было привлечено 27 тыс. 767 должностных лиц и 7 тыс. 913 юридических лиц. 170 виновных должностных лиц дисквалифицировано. В целях привлечения виновных лиц к уголовной ответственности по результатам проверок по оплате труда в органы прокуратуры государственными инспекциями труда направлено 1 тыс. 102 материала, возбуждено 36 уголовных дел, 7 виновных лиц осуждены судом по ст. 145-1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Несчастные случаи на производстве
В 2011 году удалось сохранить сложившуюся в последние годы позитивную тенденцию снижения абсолютного количества несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, в том числе со смертельным исходом. В 2011 году в хозяйствующих субъектах Российской Федерации общее количество несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями (групповых, с тяжелым и смертельным исходом) составило 10 тыс. 190 несчастных случаев (в 2010 году – 10 тыс. 986).

При этом в 2011 году в хозяйствующих субъектах Российской Федерации в результате несчастных случаев на производстве погибло 3 тыс. 63 работника (в 2010 году - 3 тыс. 244), из которых 219 женщин и 5 работников в возрасте до восемнадцати лет.

Вместе с тем, в 2011 году в 27 субъектах Российской Федерации количество погибших в результате несчастных случаев на производстве по сравнению с 2010 годом увеличилось, а в 4 субъектах Российской Федерации (Ленинградская область, Республика Алтай, Амурская область и Чукотский автономный округ) – осталось на уровне 2010 года. При этом наибольшее относительное увеличение количества погибших на производстве допущено в хозяйствующих субъектах Ярославской области – в 2,6 раза, Мурманской области – в 2,1 раза, Курской области – на 57,1 %, Липецкой области – на 50 %, Ивановской области – на 47,1 %, Брянской области – на 23,1 %, Хабаровского края – на 21,7 %, Ростовской и Свердловской областях – на 18,5 %.

Аттестация рабочих мест по условиям труда
В течение 2011 года в государственные инспекции труда были представлены материалы проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда 25,1 тыс. хозяйствующими субъектами с численностью работающих на них 2,44 млн. человек, свидетельствующие о проведении аттестации на 1,42 млн. рабочих мест (88 % от общего числа рабочих мест в указанных хозяйствующих субъектах). Таким образом, общее количество хозяйствующих субъектов, заявивших в государственные инспекции труда о проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда с сентября 2008 года по 1 января 2012 года (за весь период наблюдений), превысило 52 тысячи.

Социальное партнерство
В 2012 году заметная работа была проведена Рострудом и его территориальными органами в сфере социального партнерства. В частности, по состоянию на 1 января 2012 года в Российской Федерации действовало 60 отраслевых соглашений, прошедших в установленном порядке уведомительную регистрацию в Роструде, в том числе 15 отраслевых соглашений и 4 соглашения о внесении изменений в них, прошедших уведомительную регистрацию в течение 2011 года. Действие указанных соглашений распространяется на 75 % хозяйствующих субъектов, действующих в таких сферах экономики как электроэнергетика, нефтедобыча и нефтепереработка, горная металлургия, машиностроение, строительство, транспорт и связь и ряде других отраслей.

Подготовка трудовых арбитров
Во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общероссийскими объединениями работодателей и профсоюзов в 2011 году Рострудом были проведены семинары по подготовке трудовых арбитров в Республиках Татарстан и Бурятия, Вологодской, Ульяновской, Московской, Амурской, Новгородской, Костромской, Тюменской, Липецкой, Тверской и Рязанской областях, на которых прошли начальную подготовку 380 трудовых арбитров.

Урегулирование трудовых споров
В 2011 году государственными инспекциями труда было зарегистрировано в установленном порядке 7 коллективных трудовых споров (в Ульяновской, Оренбургской области –2 спора, Хабаровском крае и в Республике Бурятия – 3 спора ), общее количество участников которых составило 13,7 тыс. человек. Основными причинами возникновения в 2011 году коллективных трудовых споров стали неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по вопросам заключения и выполнения условий коллективных договоров, а также по вопросам установления оплаты труда. По состоянию на 1 января 2012 года все коллективные трудовые споры были урегулированы (за исключением коллективного трудового спора в Хабаровском филиале распределительной сетевой компании по вопросу изменения системы оплаты труда работников филиала).

Руководитель Роструда определил приоритетные задачи для государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации:
- повышение результативности осуществляемых государственными инспекторами труда надзорно-контрольных мероприятий на основе соблюдения требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ и обеспечение в этой связи безусловной реализации предъявляемых государственными инспекторами труда требований по устранению выявленных нарушений трудового законодательства и контроля за исполнением каждого предъявленного работодателям предписания;

- осуществление комплекса мер по обеспечению системного государственного надзора за соблюдением установленного порядка проведения хозяйствующими субъектами аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлением по ее результатам работникам компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

- обеспечение постоянного контроля за безусловным соблюдением трудового законодательства в учреждениях здравоохранения, участвующих в реализации региональных программ модернизации здравоохранения;

- обеспечение безусловного соблюдения требований Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» при осуществлении рассмотрения каждого поступившего в государственную инспекцию труда обращения или заявления граждан и организаций.

Надзор и контроль за переданными полномочиями в области содействия занятости населения
В 2011 году Роструд продолжил надзор и контроль за полнотой и качеством оказания государственных услуг в сфере занятости населения, а также за расходованием средств межбюджетных трансфертов предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения.

Результатом работы системы Государственной службы занятости РФ стала стабилизация ситуации на рынке труда и возвращение основных параметров рынка к докризисным значениям 2008 года, что было зафиксировано осенью прошедшего года. Указанная тенденция сохраняется и в начале года текущего. В январе численность экономически активного населения составляла 75,7 млн. граждан, численность незанятого населения, определяемая по методологии МОТ – 4,8 млн. человек (в кризисный период возрастала до 7,1 млн.). Соответственно, уровень общей безработицы равнялся 6,3% (в кризисный период доходил до 9,4%).

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости на начало 2012 года составляла чуть больше 1,2 млн. человек, в отдельные же периоды 2009-2010 годов эта цифра увеличивалась до почти 2,3 млн. Уровень регистрируемой в текущем году безработицы – 1,7%, коэффициент напряженности немногим больше единицы.

Докризисные показатели восстановлены не во всех субъектах Российской Федерации. Если в регионах Сибири и Дальнего Востока показатели по безработице ниже чем в 2008 году, то в регионах центральной России они превышают докризисные. В промышленно-развитых регионах безработица все больше приобретает структурный характер, острый недостаток квалифицированного персонала уже ощущается по ряду позиций.

При этом об общей стабилизации рынка труда свидетельствуют результаты мониторинга увольнений и неполной занятости, который органы службы занятости проводят в еженедельном режиме. Экономический кризис напрямую затронул свыше 118 тыс. предприятий и организаций, в которых работает 19,7 млн. человек. Если в 2009 году было уволено 813 тыс., то в 2011 – только 579 тыс. работников. За три года свыше 650 тыс. работников, из числа уволенных, были вновь трудоустроены. К концу 2011 года в несколько раз снизились объемы неполной занятости: с 1,3-1,5 млн. работающих (II половина 2009 года) до 200 тыс. (начало 2012 года). По отношению к пику кризиса, когда в начале 2010 года под риском увольнения постоянно находилось свыше 430 тыс. работающих, в конце 2011 года эта численность снизилась вдвое – до 194 тыс. работающих.

В 2009-2011 годах были реализованы новые методы реализации полномочий в сфере занятости. В первую очередь речь идет о действии во всех субъектах Российской Федерации региональных программ по снижению напряженности на рынке труда. Эта работа органов службы занятости получила положительную оценку Президента Российской Федерации, который отметил, что именно региональные антикризисные программы по снижению напряжённости на рынке труда позволили сохранить социальную стабильность и пройти острую фазу экономического кризиса.

Участниками мероприятий в этот период стали свыше 5,3 млн. человек. За время реализации программ было дополнительно создано 3,8 млн. рабочих мест. Повышена конкурентоспособность на рынке труда почти 469 тыс. работников предприятий находящихся под риском увольнения. Через участие в общественных и временных работах было предотвращено увольнение более чем 3,9 млн. человек. Немногим менее 126 тыс. выпускникам учебных заведений оказана помощь в приобретении необходимого для трудоустройства опыта работы. 607,5 тыс. безработных граждан организовали собственное дело. Дополнительно создано свыше 28 тыс. специальных рабочих мест для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями.

Всего же в 2011 году помощью органов службы занятости в трудоустройстве воспользовалось около 11 млн. граждан, а почти 3 млн. безработных получили социальную поддержку.

Основные результаты реализации полномочий Роструда в области содействия занятости населения
В 2011 году в 25 субъектах проведены проверки полноты и качества осуществления переданных полномочий, которые охватили 22 органа исполнительной власти, 134 центра занятости населения и выявили 3 тыс. 166 нарушений. По их итогам Рострудом было вручено 165 предписаний. Из них:
• 155 предписаний об устранении выявленных нарушений;
• 10 предписаний о привлечении к ответственности должностных лиц в Республике Адыгея, Архангельской, Липецкой, Московской, Рязанской областях, г. Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийском автономном округе.

Наибольший удельный вес составили нарушения при предоставлении государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными – 33,0 %, что существенно превысило аналогичный показатель 2010 года (26,5 %). Несмотря на относительно небольшую долю нарушений при оказании государственной услуги по самозанятости, следует подчеркнуть их серьезность. Прежде всего, это отсутствие необходимых документов в личных делах либо их оформление с нарушениями.

Основная доля нарушений в ходе предоставления единовременной финансовой помощи при организации самозанятости касалась отсутствия сведений об уплате денежных средств, отсутствия документов, подтверждающих целевое расходование субсидий, несоответствие периоду приложенных кассовых чеков. Отсутствие тестирования (анкетирования) безработных граждан и собеседования, по результатам которого оценивается степень готовности к предпринимательской деятельности, является нарушением регламента и приводит к снижению закрепляемости граждан в предпринимательской сфере.

В работе органов занятости субъектов Российской Федерации произошли улучшения и в части планирования и исполнения количественных показателей в программах содействия занятости населения, а также применения в целях проверки, сведений, содержащихся в регистрах получателей государственных услуг.

При исполнении предписаний в субъектах Российской Федерации была проведена большая работа в части обучения специалистов, непосредственно оказывающих государственные услуги, приняты меры по перечислению неправомерно задержанных выплат пособий, перерасчету пособий в сторону увеличения (Республики Адыгея, Алтай, Коми, Тыва, Чувашская Республика, Краснодарский край, Белгородская, Вологодская, Костромская, Курганская области, город Москва, Ханты-Мансийский автономный округ–Югра и др.), по выплате в срок или доплате стипендии в период профессионального обучения (Краснодарский край, Омская область, Ханты-Мансийский автономный округа–Югра и др.).

Надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в области содействия занятости населения
В 2011 году осуществлена проверка 573 нормативных правовых актов, представленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, что на 28,8% больше, чем в 2010 году. Из них 261 нормативный правовой акт не содержит норм и положений, регулирующих вопросы переданных полномочий, 312 нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации подлежали проверке, что оказалось на 35,6% больше, чем в предыдущем году.

По результатам проверок установлено, что 276 нормативных правовых актов (что по сравнению с 2010 годом больше на 27,2%) соответствовали нормам и положениям федерального законодательства, в отношении 36 других составлены акты о несоответствии нормам и положениям федерального законодательства.

По результатам проведённых плановых и внеплановых проверок в адрес высших должностных лиц субъектов Российской Федерации было направлено 29 требований о представлении нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Все требования были исполнены в установленные сроки.


http://www.rostrud.ru

2418

Рейтинг
3.3


Комментарии зарегистрированных пользователей сайта

оставить комментарий

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

ПОДПИСАТЬСЯ
Все адреса защищены от спама!
cons_1.jpg