Роструд о рас­следовании н.сл. в результате противоправных действий других лиц и чрезвы­чайных ситуаций

Роструд о рас­следовании н.сл. в результате противоправных действий других лиц и чрезвы­чайных ситуаций 27.03.2012|Государственный надзор и контроль

Федеральной службой по труду и занятости было рассмотрено обращение по вопросам рас­следования несчастных случаев в результате противоправных действий других лиц и чрезвы­чайных ситуаций криминогенного характера, и сообщается следующее.

В соответствии со ст. 227 Трудового кодекса РФ (далее — Кодекс) в качестве основного квалифицирующего признака, определяющего обязанность соблюдения регламентированной трудовым законодательством процедуры расследования происходящих в организациях несчаст­ных случаев, установлено исполнение пострадавшими во время происшествия трудовых обязан­ностей или выполнения какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также осуществление иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Кроме основного в указанной статье перечислен ряд дополнительных квалифицирующих признаков (следование пострадавших к месту служебной командировки, при их работе вахтовым методом, при следовании к месту выполнения работ на транспортном средстве, предоставленном работодателем, и т.д.).

Таким образом, с учетом императивных норм трудового законодательства, при разрешении вопроса о порядке расследования и квалификации любого несчастного случая следует учитывать, что только при наличии и сочетании указанных выше основного и дополнительных квалифици­рующих признаков несчастные случаи подлежат безусловной квалификации, оформлению и учету как несчастные случаи на производстве.

Наличие хотя бы одного из установленных признаков обязывает работодателя организовать и провести всестороннее расследование происшествия в целях принятия обоснованного решения о его квалификации. При этом практика расследования несчастных случаев на производстве свидетельствует, что при наличии основного квалифицирующего признака несчастный случай, как правило, подлежит квалификации как несчастный случай на производстве, тогда как наличие только дополнительного квалифицирующего признака еще не дает достаточных оснований для точной квалификации несчастного случая.

Учитывая изложенное, в соответствии с положениями ст. 22 Кодекса следует, что если работник получил повреждения здоровья в результате противоправных действий других лиц или чрезвычайных ситуаций криминогенного характера при исполнении своих трудовых обязанностей или выполнении им правомерных действий в интересах работодателя (его представителя), т.е. при наличии основного квалифицирующего признака, то данные несчастные случаи расследуются комиссиями (в предусмотренных Кодексом случаях — государственным инспектором труда, само­стоятельно проводящим расследование несчастного случая) в порядке, установленном ст. 227-230 Кодекса, и должны квалифицироваться как несчастные случаи на производстве.

Согласно ч. 1 ст. 230 Кодекса каждый несчастный случай, квалифицированный по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекший за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, ус­тановленном федеральными законами и иными нормативными правовым актами Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется актом о несчастном случае на производстве, который в соответствии с положениями ч. 1 ст. 230.1 Кодекса регистрируется работодателем (его предста­вителем), осуществляющим в соответствии с решением комиссии его учет, в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме.

Одновременно информируем, что в настоящее время в целях совершенствования норматив­ной правовой базы в области охраны труда и в порядке реализации новых положений трудового законодательства, установленных Федеральным законом «О внесении изменений 8 Трудовой ко­декс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР, утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 30.06.06 № 90-ФЗ, Минздравсоцразвития России инициирована разработка новой редакции Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.

В соответствии с полномочиями, установленными ч. 8 ст. 356 Кодекса и п. 5.5.6 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.04 № 324, Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами по надзору и контролю в трудовой сфере осуществляются формирование сведений о несчастных случаях на производстве и проведение укрупненного анализа состояния и причин производствен­ного травматизма.

При этом оперативные данные о происшедших несчастных случаях и пострадавших со смер­тельным исходом представляются государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации в разрезе основных видов экономической деятельности организаций (на основе дей­ствующего с 1 января 2003 г. Общероссийского классификатора видов экономической деятель­ности) и не предполагают учет количества погибших на производстве работников в результате противоправных действий других лиц и чрезвычайных ситуаций криминогенного характера, так как указанные погибшие могут быть работниками хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в различных видах экономики.

Анализ сведений о видах (типах) несчастных случаев с тяжелыми последствиями (по данным федеральной инспекции труда) показывает, что доля вида, классифицированного как повреждения в результате противоправных действий других лиц, в процентном отношении от общего количе­ства несчастных случаев на протяжении ряда лет (2005-2009 гг.) колеблется от 3,5 до 4,5%. В частности, за 9 месяцев 2010 г. данный показатель составил 4,4%.

Начальник Управления надзора и
контроля за соблюдением
законодательства о труде И.А. Воробьев



Полученные разъяснения из Роструда оптимизма не придали. На мно­гие принципиальные вопросы, постав­ленные редакцией и интересующие читателей, ответов не дано.

Например, сколько работников раз­личных отраслей экономики ежегод­но гибнет и травмируется в период исполнения ими трудовых обязаннос­тей в результате криминальных пре­ступлений? К сожалению, в МВД Рос­сии, Генеральной прокуратуре РФ, Следственном комитете РФ, Роструде, Росстате и ФСС России такими данными не располагают.

В представленном ответе дается ссылка на процентное соотношение числа криминальных несчастных слу­чаев и общего количества несчастных случаев. На протяжении ряда лет (2005-2009 гг.) это соотношение, по утверждению Роструда, колеблется от 3,5 до 4,5%, но при этом конкретная цифра погибших и пострадавших от криминального травматизма не назы­вается.

Приведенная ранее статистика МВД России за 2010 г. показывает, что пострадало более 80 тыс. граж­дан. Их здоровью был причинен тяж­кий вред. А здоровью скольких ра­ботников нанесен вред легкой и средней степени тяжести?

Почему в стране нет истинной кар­тины криминального травматизма? Это, по мнению автора, является результа­том разного подхода к учету и рассле­дованию несчастных случаев крими­нального характера. Во многом такое положение обусловлено отсутствием ру­ководящих документов, изданных на уровне Минздравсоцразвития России и Роструда, которые должны устанавли­вать механизм взаимодействия с пра­воохранительными органами, занимаю­щимися расследованием преступлений и правонарушений.


Дефицит правового регулирования

Еще одно сомнение в объективнос­ти и правильности учета несчаст­ных случаев на производстве в ре­зультате противоправных действий третьих лиц вытекает из содержания нормативного акта Роструда.

Приказом Роструда от 21.02.05 № 21 определены формы отчетности, по которым территориальные государ­ственные инспекции труда (ГИТ) пред­ставляют информацию о несчастных случаях, имевших место в их субъек­те федерации.

В сведениях о видах (типах) несча­стных случаев с тяжелыми послед­ствиями (приложение 5 к приказу) предусмотрена графа 15 «Поврежде­ния в результате противоправных дей­ствий других лиц». Исходными дан­ными для нее является информация, представленная в ГИТ субъекта РФ добросовестными работодателями. При этом сверку с правоохранитель­ными органами по травмам крими­нального характера в ГИТ не делают, и приказ Роструда их на это не наце­ливает.

В графе 17 этого же отчета учитыва­ются «Повреждения при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, криминального или иного характера». Чем принципиально отличаются «по­вреждения в результате противоправ­ных действий других лиц» от «повреж­дений криминального характера»? Каждый субъект отчитывается так, как ему заблагорассудится.

Документы, которые регламентиро­вали бы механизм обмена информа­цией об учете несчастных случаев кри­минального характера между Минздравсоцразвития России, Рострудом и правоохранительными органами на ре­гиональном и федеральном уровнях, отсутствуют.

Необходимо подготовить докумен­ты, которые соответствовали бы ре­алиям сегодняшнего дня, но никто не проявляет инициативу и желание заняться их разработкой. А ведь при­казом МВД России от 04.05.10 № 333 утверждена «Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях», которая возлагает на органы внут­ренних дел (полицию) обязанность принимать, регистрировать и прини­мать решения по заявлениям (сообщениям) о несчастных случаях раз­личного характера.

Из-за дефицита правового регули­рования были созданы условия для искажения информации о криминаль­ном травматизме. Множество людей гибнет и получает травмы в резуль­тате противоправных действий треть­их лиц, в том числе в результате терактов. При этом мы имеем низкий процент криминального травматизма на производстве.

Должностные лица Роструда пыта­ются обойти молчанием ситуацию, ког­да гибель или получение работником травмы является следствием его про­фессиональной деятельности, — несмот­ря на то, что такие случаи нередки, как видно из представленного письма.

Подводя итог, можно отметить, что положительных результатов в работе по предупреждению гибели и травми­рования работников на производстве можно достигнуть двумя путями — упорной работой по предупреждению несчастных случаев или лукавой ста­тистикой.

Пока, похоже, мы идем по второ­му пути, который удовлетворяет не общество, не пострадавших на про­изводстве от противоправных дей­ствий третьих лиц, а чиновников, ра­портующих о своих достижениях и подтверждающих это данными о по­стоянном снижении травматизма на производстве.





Всероссийский Электропрофсоюз

http://elprof.ru/news/kriminalnyjj-travmatizm-zashhishheny-li-ego-zhertvy/

2574

Рейтинг


Комментарии зарегистрированных пользователей сайта

оставить комментарий

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

ПОДПИСАТЬСЯ
Все адреса защищены от спама!
cons_1.jpg