Доклад об оценке регулирующего воздействия приказа № 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда"

Доклад об оценке регулирующего воздействия приказа № 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" 31.10.2011|Государственный надзор и контроль

ДОКЛАД

об оценке регулирующего воздействия приказа Министерства здравоохранения                             и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 г. № 569                     «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»

 

Во исполнение пункта 2 раздела VI протокола заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 7 декабря 2010 г. № 110 Минэкономразвития России провело оценку регулирующего воздействия приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от  31 августа 2007 г. № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее – Приказ).

1. Приказ издан во исполнение статьи 216 Трудового кодекса Российской Федерации и подпункта 5.2.65.2 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации», и направлен на утверждения Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Указанный Порядок устанавливает обязательные требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация), оформлению, использованию результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.

Требования Порядка распространяются на работодателей – юридических               и физических лиц (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), (далее – работодатель),                  а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее – Аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. При этом аттестация проводится в целях оценки условий труда  на рабочих местах, выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Дополнительно следует отметить, что настоящий проект Доклада обсуждался на совещании с представителями разработчика Приказа. По результатам совещания получены позиции и разъяснения представителей разработчика по ряду положений, изложенных в настоящем Докладе. При этом по сведениям, полученным от разработчика Приказа, в настоящее время разработан новый проект порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, который размещен на официальном сайте Минздравсоцразвития России.

1.1. Процедура аттестации рабочих мест по условиям труда действовала          и ранее (до принятия Трудового кодекса Российской Федерации) и порядок ее проведения регламентировался постановлением Минтруда России от                        14 марта 1997 г. № 12 (далее – постановление).

По сравнению с действующим ранее порядком проведения аттестации, настоящий Порядок дополнен следующими положениями:

- значительное расширение круга работодателей, обязанных проводить аттестацию;

- дополнение перечня целей, в которых могут использоваться результаты аттестации;

- изменение рекомендуемого состава аттестационной комиссии за счет включения в него представителей привлеченной Аттестующей организации, юристов и специалистов по кадрам;

- расширение круга задач аттестационной комиссии;

- дополнилось требованием об аттестации нестационарных рабочих мест.

1.2. Действующий Порядок содержит ряд положений, которые могут способствовать усложнению процедуры проведения аттестации и оформления результатов ее проведения по сравнению с ранее действовавшей системой:

- в пункт 35 действующего Порядка добавлена проверка соблюдения правил обеспечения средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ), которая заключается в проверке наличия (отсутствии) личной карточки учета, заполненной    в установленном порядке;

- существенно расширилось содержание пакета оформляемых при аттестации документов;

- согласно пункту 46 действующего Порядка, после проведения аттестации работодатель обязан направить в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации: перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда                      и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда, включая информацию об Аттестующей организации.

1.2.1. Позиция представителей разработчика Приказа заключается в том, что расширение круга задач и проблем, для решения которых рекомендуется применять результаты аттестации, не приводит к каким-либо ограничениям и дополнительным издержкам для работодателей и работников, при этом аргументация указанной позиции изложена ниже.

Нововведения в Порядке, касающиеся изменения рекомендуемого состава аттестационной комиссии, расширения круга задач аттестационной комиссии, пояснений об аттестации нестационарных рабочих мест, носят уточняющий характер и были введены для разрешения многочисленных вопросов, возникавших у специалистов, работавших по требованиям предыдущего Порядка.

Обеспеченность СИЗ на рабочем месте регламентируется                                       статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации и является фактором, влияющем на состояние здоровья работника, особенно при работе во вредных и (или) опасных условиях труда.

В целях соблюдения требований Трудового кодекса Российской Федерации в процедуру аттестации рабочих мест введена оценка обеспеченности работника СИЗ, которая позволяет оценить соответствие фактических условий труда на рабочем месте и  выдаваемых работнику средств индивидуальной защиты.

В соответствии со статьей 216 Трудового кодекса Российской Федерации в целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации. Норма Порядка, устанавливающая обязанность работодателя передавать информацию о результатах аттестации, введена в целях реализации требований статьи 216 Трудового кодекса Российской Федерации.

 Кроме того, направление сведений об аттестации рабочих мест в Роструд, как и расширение перечня оформляемых при проведении аттестации рабочих мест документов не является затратной процедурой для работодателя и позволяет вести мониторинг проведения аттестации рабочих мест работодателями на федеральном уровне.

2. По результатам оценки регулирующего воздействия действующего Порядка были выявлены неточности, позволяющие двусмысленно толковать те или иные положения, а также противоречия и пробелы, препятствующие исполнению возложенных обязанностей участниками регулируемых отношений.

2.1. Согласно абзацу 1 пункта 10 Порядка «Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе…».

Однако Порядком не регламентированы критерии определения паритетности, поэтому понятие «паритетная основа» дает основание для двусмысленного толкования. Поскольку указанная формулировка может означать равное представительство  аттестуемой и Аттестующей организаций или же наличие только представителя Аттестующей организации. В целях конкретизации введенного определения, представляется целесообразным раскрыть понятие «паритетная основа» и (или) определить критерии паритетности.

2.2. В абзаце 3 пункта 10, пунктах 34 и 45 Порядка указываются расплывчатые формулировки «рекомендуется», «в случае привлечения Аттестующей организации», «при необходимости», которые можно расценивать, как нормы рекомендательного характера. В соответствии с подпунктом 5 пункта 18 Порядка, измерения и оценка производственной среды и трудового процесса оформляются протоколами организации (или ее подразделения), привлеченной к выполнению инструментальных измерений, при этом не конкретизируется какого рода организация (или испытательная лаборатория) привлекается.

2.3. Пункт 10 Порядка не регламентирует последовательность обучения членов аттестационной комиссии по вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда, а также не определяет минимальный состав представителей аттестационной комиссии. Дополнительно имеется ряд противоречий, связанных с выполнением функций аттестационной комиссии, поскольку пунктом 9 Порядка установлено, что указанная комиссия создается для организации и проведения аттестации, а пунктом 10 Порядка предусматривается создание  аттестационной комиссии в целях координации, методического руководства и контроля за проведением аттестации.

Контекст пункта 9 Порядка не позволяет работодателю установить сроки, составить график проведения работ по аттестации и определить количество рабочих мест для заключения договора с Аттестующей организацией, поскольку пунктом 11 предусматривается составление полного Перечня рабочих мест аттестационной комиссией.

Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод о том, что в Порядке не регламентированы должным образом нормы привлечения Аттестующей организации к аттестации рабочих мест и отсутствует определение, статус, права              и обязанности Аттестующей организации.

2.4. Разработчик Приказа согласился с замечаниями, изложенными в                  пунктах 2.1. - 2.3. настоящего Доклада и посчитал целесообразным устранить соответствующие неточности в новом проекте порядка аттестации рабочих мест по условиям труда.

2.5. Пунктом 5 Порядка установлено, что «каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет».

Однако указанный пункт не определяет, с какой даты отсчитывается пятилетний срок.

Следует отметить, что по сведениям, полеченным от разработчика Приказа, в новом проекте порядка аттестации рабочих мест по условиям труда однозначно определена дата, от которой отсчитывается пятилетний срок (дата издания соответствующего приказа работодателя).

2.6. Пунктом 7 Порядка установлено, что вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию, при этом отсутствует чёткое определение понятия «вновь организованного рабочего места».

Дополнительно следует указать на отсутствие перечня документов, которыми должно быть подтверждено введение рабочего места в эксплуатацию и сроков проведения аттестации на вновь организованных рабочих местах.

Позиция разработчика Приказа заключается в том, что вновь организованное рабочее место является синонимом понятия «создание нового рабочего места», данные понятия не требуют дополнительного разъяснения. При этом в новом проекте порядка аттестации рабочих мест по условиям труда определены четкие сроки аттестации таких рабочих мест.

Однако по мнению участников публичных консультаций, указанная формулировка может означать как новую штатную единицу в штатном расписании, так и новое рабочее место, оснащённое оборудованием, приспособлением, оргоснасткой для осуществления трудового процесса. Отсутствие чёткого определения понятия «вновь организованного рабочего места» приводит                            к различным его толкованиям.

2.7. Пунктом 12 Порядка вводится формулировка «Аналогичные рабочие места», однако отсутствует четкая конкретизация процедуры проведения аттестации таких рабочих мест и имеют место разногласия в толковании данного термина, которые напрямую влияют на стоимость затрат на проведение аттестации.

Также следует разъяснить определение «при выявлении хотя бы одного рабочего места, не подпадающего под признаки аналогичности…», поскольку список признаков аналогичности не закрытый, а формулировка «как правило, одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортное средство и т.п.) на рабочем месте» может очень широко трактоваться. Широкая трактовка данного пункта приведет к обязательной аттестации 100% рабочих мест.

Разработчик Приказа согласился с вышеизложенными замечаниями                   пункта 2.7. настоящего Доклада. При этом по информации полученной от разработчика Приказа, в новом проекте порядка аттестации рабочих мест по условиям труда предусмотрен раздел «Особенности проведения аттестации отдельных видов рабочих мест», в котором определено понятие «Аналогичные рабочие места» и установлены конкретные процедуры их оценки.

2.8. Представляется целесообразным определить порядок согласования «Плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации» в случае отсутствия в организации  комитета (комиссии) по охране труда. Поскольку в соответствии со статьей 218 Трудового кодекса Российской Федерации комитет (комиссия) по охране труда создается «по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников…», однако если инициатива ни от одной стороны не поступит, то комитет (комиссия) может быть не создан.

Позиция разработчика Приказа заключается в том, что новый проект порядка аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливает включение представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работника в состав аттестационной комиссии. В компетенцию аттестационной комиссии входит согласование «Плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда организации».

2.9. В пункте 14 Порядка не конкретизировано, кто и каким образом должен проводить экспертную оценку времени выполнения каждой операции на основании локальных нормативных актов при проведении аттестации нестационарных рабочих мест.

Разработчик Приказа согласился с вышеизложенным замечанием настоящего Доклада и посчитал необходимым устранить выявленную неточность, а именно внести в новый проект порядка аттестации рабочих мест по условиям труда разделы, конкретизирующие процедуру аттестации нестационарных рабочих мест, а также аттестации рабочих мест при проведении работ в чрезвычайных ситуациях.

2.10. В разделе IV Порядка «Оценка травмобезопасности рабочих мест» не все факторы конкретно указаны для оценки травмобезопасности. Например, отсутствует оценка площади и эргономики рабочего места, состояния помещений, состояние лестниц и проходов для нестационарных рабочих мест и т.д. Таким образом, отсутствие вышеуказанных факторов в действующем Порядке не позволяет отразить реальную ситуацию на рабочих местах и не способствует расследованию несчастных случаев.

При этом позиция разработчика Приказа заключается в том, что Порядок аттестации рабочих мест устанавливает общие принципы и процедуры проведения оценок. Оценка отдельных элементов травмобезопасности рабочих мест, которых значительно больше, чем в приведенном примере, является методическим вопросом и не подлежит детализации в Порядке.

2.11. В картах аттестации рабочих мест по условиям труда строка 040 «Гарантии и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах                     с вредными условиями  и (или) опасными условиями труда» не согласуется                         с пунктом 5  Приложения 3 к Порядку, в котором указано, что в данной строке приводятся сведения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости                              в соответствии с действующим пенсионным законодательством, то есть не оговаривается обязательное наличие вредных условий труда на рабочих местах.

Разработчик Приказа согласился с вышеприведенными замечаниями и посчитал целесообразным устранить соответствующие неточности рассматриваемого Приказа в новом проекте порядка проведении аттестации рабочих мест по условиям труда

2.12. Дополнительно следует отметить, что по результатам аттестации подписываются как карты аттестации по каждому рабочему месту, так и сводная ведомость по совокупности аттестуемых рабочих мест. Исходя из того, что такая административная процедура увеличивает трудозатраты членов аттестационной комиссии, поскольку количество аттестованных рабочих мест может быть велико, то представляется целесообразным свести указанную процедуру лишь к подписанию сводной ведомости.

2.13. Порядок не содержит возможность использования протоколов измерений вредных и опасных производственных факторов, проведенных до начала процедуры аттестации, и требования к срокам проведения замеров.

Таким образом, представляется целесообразным предусмотреть возможность использования протоколов замеров на рабочих местах, проведенных аккредитованными лабораториями (например, при вводе объектов в эксплуатацию, при проведении замеров в рамках программы производственного контроля), по показателям, которые необходимы также при аттестации рабочих мест, как подтверждение работодателя исполнения требований аттестации. Вышеуказанное введение поможет избежать двойного и тройного проведения замеров на одних и тех же рабочих местах.

При этом, по мнению разработчика Приказа, существующий Порядок не содержит каких-либо ограничений по возможности использования протоколов измерений вредных и опасных производственных факторов, включая сроки проведения измерений. В новом проекте порядка аттестации рабочих мест по условиям труда установлены субъекты, осуществляющие оценки и измерения, а также сроки проведения аттестации рабочих мест.

3. В ходе проведения оценки регулирующего воздействия приказа были проведены публичные консультации с широким кругом заинтересованных субъектов предпринимательской и иной деятельности, а также с субъектами Российской Федерации. Соответствующие запросы были направлены                                  в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ» и другие,         а также в органы исполнительной  власти субъектов Российской Федерации. (Справка по результатам публичных консультаций прилагается).

3.1. Некоторыми респондентами было отмечено, что Аттестация сторонней организацией в большинстве случаев не способствует улучшению условий труда, поскольку ответственным лицом за проведение такой процедуры на предприятии является сам работодатель (в соответствии со статьями 22, 212, 219 Трудового кодекса Российской Федерации). За неисполнение возложенных обязанностей работодатель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае проведения аттестации без привлечения Аттестующей организации, работодателю придется подтвердить, наличие квалифицированных специалистов в аттестующей комиссии и измерительных приборов, соответствующих действующим стандартам.

 При этом аккредитованная испытательная лаборатория лишь привлекается            в помощь работодателям для проведения аттестации рабочих мест на условиях договора оказания платных услуг с Заказчиком, и несет ответственность только перед Заказчиком и только за выполнение условий договора.  Качественное улучшение условий труда работников (как и качество аттестации рабочих мест по условиям труда) зависит, в первую очередь, от заинтересованности высшего руководства организации, от эффективности работы надзорно-контрольных органов, профсоюзов и от законодательства.

Позиция разработчика Приказа заключается в том, что в новом проекте порядка аттестации рабочих мест по условиям труда определены субъекты, участвующие в аттестации рабочих мест и установлены их права и обязанности.

4. Анализ результатов публичных консультаций позволил оценить усредненный размер расходов, которые несут субъекты предпринимательской                    и иной деятельности на выполнение вышеперечисленных требований при проведении процедуры аттестации.

4.1. По информации, полученной от участников публичных консультации среднерыночные расходы работодателя на аттестацию одного рабочего места с привлечением Аттестующей организации находятся в диапазоне от 2000 до                    3000 рублей. При этом на аттестацию одного рабочего места потребуется в среднем 3 часа, а дополнительная оплата членам аттестационной комиссии не устанавливается, поскольку Аттестующая организация эти затраты включает в стоимость проведения аттестации.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации были направлены сведения  о том, что после 1 сентября 2008 года проведена аттестация более 1,6 млн. рабочих мест, при этом на данных рабочих местах задействовано свыше 2,5 млн. работников.

Таким образом, среднерыночные расходы работодателей, связанные                          с необходимостью привлечения сторонних Аттестующих организаций составляют:

1,6 млн. * 2000 руб. = 3,2 млрд. рублей

 

При этом позиция разработчика Приказа заключается в том, что по экспертным оценкам проведение аттестации рабочих мест работодателем самостоятельно, обойдется значительно дороже, чем оплата услуг специализированной организации. Поскольку работодателю необходимо нести затраты на приобретение и содержание дорогостоящего оборудования, лабораторных и иных помещений, аккредитацию лаборатории, нормативное обеспечение, оплату труда и повышение квалификации узконаправленных специалистов, оплату труда большого количества других работников организации, участвующих в аттестации с совмещением по основной деятельности. Причем эти расходы работодатель несет постоянно минимум в течение 5 лет. Такие расходы не выгодны для средних и крупных организаций  и разорительны для малого бизнеса.

При условии, что аттестация рабочих мест проводится один раз в пять лет и в среднем на одном рабочем месте занято от 2 до 3 работников, затраты на оценку условий труда и достоверное информирование о существующих рисках повреждения здоровья для одного работника составляют до 15 рублей в месяц.

4.2. В случае проведения аттестации без привлечения сторонней организации, среднерыночные расходы работодателя на подготовку и обучение для организации специалистов по оценке условий труда (членов аттестационной комиссии) составят от 3000 до 10000 рублей за специалиста, при этом Порядком не определено минимальное количество членов аттестационной комиссии.

Следует учитывать, что в настоящее время федеральным органом исполнительной власти законодательно не определены организации, которые имеют право проводить обучение членов аттестационной комиссии, поэтому в каждом субъекте Российской Федерации стоимость обучения таких специалистов варьируется в зависимости от специализации и программы обучения.

Предполагается, что затраты на проведение аттестации рабочих мест силами собственных специалистов по оценки условий труда могут быть сокращены при сопоставлении суммарных расходов с затратами на привлечение Аттестующей организации.

По мнению разработчика Приказа, действующий Порядок носит рекомендательный характер в части обучения членов аттестационной комиссии. В новом проекте порядка аттестации рабочих мест по условиям труда регламентация данной процедуры исключена. В настоящий момент процесс обучения специалистов, принимающих участие  в аттестации рабочих мест, регулируется рыночными механизмами.

4.3. По сведениям, полученным от разработчика Приказа, прямые и косвенные потери в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями в 2010 году оценочно составили 0,35% ВВП                                              (или 155 718 500 000 рублей в денежном эквиваленте).

В то же время не было получено информации по количеству несчастных случаев, связанных с несоблюдением Порядка проведения аттестации рабочих мест. В связи с этим, не представляется возможным оценить издержки и выгоды рассматриваемого регулирования. Учитывая вышеизложенное, с целью создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников                                     и работодателей, следует усовершенствовать существующий Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

 По итогам оценки регулирующего воздействия приказа были выявлены положения, вводящие избыточные административные и иные ограничения                        и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности                           или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.

          Справка

о результатах публичных консультаций, проведенных в целях оценки регулирующего воздействия приказа Министерства здравоохранения                               и социального развития Российской Федерации от  31 августа 2007 г. № 569                 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих                                              мест по условиям труда»

 

В рамках оценки регулирующего воздействия приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от                                            31 августа 2007 г. № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее – Приказ)  Департаментом оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в период с 11 февраля 2011 г.                                         по 11 апреля 2011 г. проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Приказ размещался на официальном сайте Минэкономразвития России и направлялся в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ», Российский союз промышленников и предпринимателей, а также в субъекты Российской Федерации.

В рамках публичных консультаций поступило 41 обращение от субъектов предпринимательской и иной деятельности (или организаций, представляющих интересы указанных субъектов) и от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Перечень участников публичных консультаций прилагается).

1. Большинством респондентов был выявлен ряд неточностей и противоречий в содержании действующего Порядка аттестации рабочих мест (далее – Порядок), позволяющих двусмысленно толковать те или иные его положения, а также противоречия и пробелы, препятствующие исполнению возложенных обязанностей участниками регулируемых отношений.

1.1. В первую очередь не регламентированы должным образом вопросы привлечения  Аттестующей организации. По мнению испытательной лаборатории государственного автономного учреждения Калининградской области и Интернет сообщества экспертов охраны труда, двусмысленно толкуется «обязательность» привлечения «аттестующей организации» или «организации (или ее подразделения), привлеченной к выполнению инструментальных измерений» для проведения аттестации рабочих мест. Однако смысл в привлечении единообразен, поскольку аттестующая организация или просто испытательная лаборатория – это аккредитованная в установленном порядке испытательная лаборатория на проведение инструментальных измерений и оценок, которой нет у работодателя. При этом понятие «аккредитованная лаборатория» прописано в законодательстве, а определение «Аттестующая организация» - условное и относится к организации (испытательной лаборатории), которая проводит измерения и оценки (аттестацию). Комитетом по труду и занятости населения Московской области было отмечено, что в действующем Порядке отсутствуют определение, статус, права и обязанности аттестующей организации.

1.2. Во-вторых, многими участниками публичных консультаций было отмечено, что Порядком не регламентированы критерии определения паритетности, поэтому понятие «паритетная основа» дает основание для двусмысленного толкования. Агентство труда и занятости населения Красноярского края считает, что для работодателя не представляется возможным создать аттестационную комиссию на паритетной основе, поскольку отсутствует требуемое количество специалистов в аттестующих организациях. В дополнении Министерством труда и занятости населения Оренбургской области было отмечено, что Порядком не определено минимальное количество членов аттестационной комиссии.

 1.3. Позиции Министерства труда и социального развития Мурманской области и Министерства труда и занятости населения Оренбургской области подчеркивают, что в картах аттестации рабочих мест по условиям труда строка 040 «Гарантии и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными условиями  и (или) опасными условиями труда» противоречит пункту 5 Приложения 3 к Порядку аттестации, в котором указано, что в данной строке приводятся сведения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с действующим пенсионным законодательством, то есть не оговаривается обязательное наличие вредных условий труда на рабочих местах.

2. Относительно вопроса о целесообразности привлечения сторонней (аттестующей) организации к процедуре аттестации рабочих мест, мнения респондентов разделились. Большинство участников публичных консультаций полагают, что привлечение аккредитованной организации необходимо в целях проведения качественной оценки опасных условий труда, другая часть респондентов придерживается мнения, что работодатель должен иметь право выбора на проведение такой процедуры самостоятельно.

По мнению Национальной ассоциации центров охраны труда, привлечение сторонней организации (независимой и технически компетентной) позволит  качественно выполнить аттестацию рабочих мест по условиям труда, поскольку собственная лаборатория заинтересована в оценке, выгодной работодателю. При этом следует позволить работодателю самому решать вопрос о целесообразности привлечения испытательной лаборатории. Однако если аттестация проводится силами самого работодателя, предлагается увеличить ответственность работодателя с подтверждением соответствия в системе сертификации организации работ по охране труда.

Общероссийская общественная организацию «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ» полагает, что аттестация сторонней организацией в большинстве случаев не способствует улучшению условий труда, но имеет смысл в частности, для малых предприятий.

Например, позиция же Министерства труда и социального развития Мурманской области заключается в том, что аттестация рабочих мест должна проводиться специализированной организацией, имеющей опыт соответствующей работы, для объективной оценки всех  вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах.

3. Относительно вопроса о конкретизации перечня оснований для переаттестации рабочих мест, мнения участников публичных консультаций также разделились. Большинство респондентов полагают, что существующий перечень оснований для проведения переаттестации достаточен, однако часть субъектов полагают, что необходимо конкретизировать основания для переаттестации.

Например, по мнению Национальной ассоциации центров охраны труда, следует конкретизировать необходимость проведения переаттестации при изменении юридического статуса, смены собственника, а также при изменении технологического процесса и переоснащении производства.

Позиция Управление по труду и занятости населения Белгородской области заключается в расширении перечня оснований для проведения переаттестации, при этом, обязав работодателя проводить переаттестацию на рабочих местах после реализации плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации (разработанного по результатам аттестации) в целях оценки эффективности плановых мероприятий.

Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края полагает, что действующее условие для переаттестации «при выявлении нарушений установленного Порядка» имеет широкое трактование, что дает возможность должностным лицам контролирующих органов найти множество оснований для проведения переаттестации. Таким образом, было предложено проводить переаттестацию рабочих мест только при нарушении методик измерительных и (или) оценочных работ (выявленных уполномоченными контролирующими органами, а также органами государственной экспертизы условий труда), а также при проведении измерительных и (или) оценочных работ организациями, не аккредитованными в установленном порядке.

 


2806

Рейтинг
3.19


Комментарии зарегистрированных пользователей сайта (2)

оставить комментарий
0
Джафярь Дасаев
Приказ №569 с 01.09.2011 года утратил силу.
0
Александр Быков
Но некоторые оценочные данные, проведенные в докладе при анализе АРМ прежнего порядка, интересны и актуальны и сейчас. Во всяком случае я нигде таких выводов и столь разносторонних мнений не встречал.Это полезно

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

ПОДПИСАТЬСЯ
Все адреса защищены от спама!

Форум

Популярный форум по вопросам охраны труда, пожарной и промышленной безопасности
вопрос
Задай вопрос - получи ответ;
Сам дай консультацию - поможешь другому.