Декларирование рабочих мест по условиям труда: миф или реальность

Декларирование рабочих мест по условиям труда: миф или реальность 08.06.2015|События, интервью, факты

Разговоры о том, чтобы декларировать рабочие места, ходили уже давно, однако законодательно инициатива была закреплена только в декабре 2013 года, когда был принят Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». С этого момента, благодаря декларированию рабочих мест работодатель мог провести упрощенную процедуру спецоценки, затратив на нее значительно меньше средств. Согласитесь, это прекрасный стимул для работодателя в разы улучшить условия труда на рабочих местах до такого уровня, когда декларирование рабочих мест будет допустимо.

Для того чтобы положения ФЗ № 426 были выполнимы на практике, Минтруд России разработал процедуру, в какой форме и в каком порядке можно предоставить декларации и применить методику проведения спецоценки. И тут оказалось, что в методике, которая должна была объяснять процедуру декларирования, сама процедура отсутствует как таковая.

Встает вопрос: А возможно ли в принципе задекларировать рабочие места? Приведем пример. У каждого рабочего места есть такой производственный фактор как освещенность рабочей поверхности. Этот производственный фактор подлежит обязательному измерению, что автоматически исключает рабочее место из списка мест, подлежащих декларированию. Этот факт опирается на законодательную базу, а именно на пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», где говориться, что работодатель не может задекларировать рабочие места, если у них выявлены вредные факторы. Получается, что упрощенной процедуры спецоценки не случилось, так как даже офисные рабочие места в данном случае имеют вредные факторы.

Приказ от 20 января 2015 г. № 24н решил данную проблему, скорректировав Методику проведения специальной оценки условий труда и Классификатор вредных и опасных производственных факторов. С 21 февраля 2015 года параметр «Освещенность рабочей поверхности» получил уточнения, где приводятся все случаи, при которых уровень освещенности расценивается как вредный фактор. Таким образом, при проведении специальной оценки условий труда освещенность рабочей поверхности не расценивается как вредный фактор.

Как подобные корректировки будут осуществимы на практике?
Предположим, работодателю необходимо сделать спецоценку условий труда в офисе, рассчитанном на 100 рабочих мест. После заключения договора на проведение спецоценки с аккредитованной для этих целей организации, работодатель должен проверить, соответствуют ли факторы производственной среды и трудового процесса  вредным и (или) опасным факторам, указанным в Классификаторе. Специалист оценочной организации, опираясь на вышеописанные изменения, не укажет вредные и (или) опасные факторы производства на офисных рабочих местах. Следовательно, и измерения на таких рабочих местах делаться не будут. При этом ничто не мешает работодателю незамедлительно начать процедуру декларирования.

Однако мы имеем случаи, когда подать декларацию все же нельзя.
До введения специальной оценки условий труда рабочие места подлежали обязательной аттестации. И теперь, когда эксперт оценочной организации проводит спецоценку, комиссия обязана показать эксперту отчеты о предыдущей аттестации данных рабочих мест. Если эксперт после тщательного анализа выявит вредные условия труда на оцениваемых рабочих местах, он непременно внесет вредные факторы  в перечень рабочих мест, а эти факторы требуют обязательного измерения. Значит, подача декларации  уже невозможна.

Разберем данный случай на конкретном примере:
На предприятии несколько лет назад проводилась аттестация рабочих мест, по итогам которой были выявлены вредные условия труда по фактору освещенности.
Освещенность расценивается в качестве вредного фактора в том случае, если:
·       сотрудник выполняет прецизионные работы, связанные с объектами различия, размер которых менее 0,5 мм;
·       рабочее место подвержено лучам ослепляющего света;
·       объекты различения и рабочие поверхности отражают или рассеивают свет;
·       работы ведутся под землей, включая эксплуатационные работы в метрополитене.

Эксперт, проводящий спецоценку условий труда, не имеет права пропустить этот фактор и не включить его в перечень рабочих мест. Соответственно, рабочие места, имеющие такие вредные факторы, декларированию уже не подлежат.


Роман Петрунин, Директор по развитию направления «Охрана труда и Экология» Группы компаний SRG

4495

Рейтинг
3.42


Комментарии зарегистрированных пользователей сайта (1)

оставить комментарий
0
Александр Чиркин
Когда АРМ была обязательной, о её проведении в Роструд за 3.5 года сообщили менее 1% организаций.

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

ПОДПИСАТЬСЯ
Все адреса защищены от спама!
cons_1.jpg