Большие проблемы малого бизнеса

Большие проблемы малого бизнеса 18.03.2013|События, интервью, факты

Предприятия малого бизнеса в своем преимуществе охватывают сферу сервиса, торговли и общественного питания. Данные виды деятельности считаются относительно безопасными. Тем не менее доля предприятий малого предпринимательства занимающихся строительством, транспортом, связью и обрабатывающим производством тоже не мала. А именно эти направления в нашей стране считаются самыми рискованными с точки зрения травматизма и профессиональных заболеваний. Не секрет, что большинство малых предприятий не имеет службы или специалиста по охране труда. Работа по аттестации рабочих мест не проводится, деньги для обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты не выделяются, а периодические медосмотры не проводятся. В итоге - коэффициент производственного травматизма со смертельным исходом в малом бизнесе в три с половиной раза превышает средне российский.

Специалисты говорят о том, что требования охраны труда нарушаются не только в сфера малого бизнеса, а повсеместно. Одной из самых серьезных проблем российской экономики является отсутствие управления ОТ на системном уровне. При этом эксперты отмечают, что для того, что бы эта проблема была решена не достаточно просто совершенствовать законодательство. Этот вопрос требует системного решения, в частности, некоторые видят спасение в создании систему управления охраной труда на региональном, территориальном и локальном уровнях.

Статья 216 Трудового Кодекса РФ обязывает регионы разработать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда. Эксперты отмечают, что в данные документы необходимо включать конкретные задачи охраны труда для малого бизнеса. И отвечать за это должны муниципальные образования, которые получили от региональных властей часть государственных полномочий по охране труда.

Как утверждают специалисты, проблемы охраны труда в малом и среднем бизнесе не случайны. Большинство крупных компаний были образованы на базе советских предприятий, поэтому служба охраны труда там сохранилась еще с тех времен. А вот в малый бизнес такого наследства не получил. И очень часто руководители малых предприятий узнают о том, что соблюдать требования охраны труда необходимо, только во время инспекционных поверок.

Решить сложные правовые и организационные вопросы охраны труда руководителю малого предприятия зачастую не под силу. При этом многие из них не могут содержать не то что службу ОТ, а даже специалиста по охране труда, особенно если в штате числится 3-4 человека, они просто не в состоянии. Конечно, согласно статье 217 ТК РФ можно привлечь специалиста по гражданско-правовому договору, однако система аутсорсинга в нашей стране пока не получила широкого распространения. Тем более, что рынок услуг в сфере охраны труда находится пока еще в стадии формирования. И это можно считать еще одной проблемой малого бизнеса.

 Однако, по мнению экспертов, основные проблемы малого бизнеса в сфере охраны труда кроются в вопросах обучения по ОТ. Статья 225 ТК РФ обязывает всех работников, включая руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований ОТ. Специалисты говорят о том, что в процессе данного обучения руководители малых предприятий должны получать информационно-консультативную помощь и знания. Помимо этого необходимо специально разработать учебно-методический комплект для малого бизнеса, который бы включал нормативные правовые акты по ОТ. Современная же система обучения просто не приемлема для руководителей малых предприятий.


Татьяна Сорокина

1710

Рейтинг
3.62


Комментарии зарегистрированных пользователей сайта (4)

оставить комментарий
0
Александр Чиркин
АРМ не проводится, деньги для обеспечения сотрудников СИЗ не выделяются, медосмотры не проводятся. ... коэффициент производственного травматизма со смертельным исходом в малом бизнесе в три с половиной раза превышает средний ...

Понятно, деньги (администрации + бухгалтерии) съездить отдохнуть в Турцию, Китай, ... - есть, купить котеддж (не сотрудникам - а себе, конечно) - есть, а на денег для СИЗ для этих ....
для сотрудников - нет. Денег платить компенсации за повреждение здоровья и за гибель быдла ... Эээ ... сотрудников, конечно, тоже не будет. Кто их семьи потом кормить будет - неважно. В маленькой компании не то, что на специалиста по ОТ - и на противогаз денег не будет, это - неизбежно.
Денег - нет!!! И - не будет (конечно - на противогаз, а не на второй котедж).

Желания подумать не только о себе, но и о сотрудниках и их семьях - похоже, тоже нет
(особенно - когда профзаболевания не регистрируются).

Большинство крупных компаний были образованы на базе советских предприятий, поэтому служба охраны труда там сохранилась.

КОНКРЕТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: Пока не начнутся регистрироваться профзаболевания, и экономные работодатели не обратят внимание на ОТ - просто не разрешать им заниматься вредными и опасными видами деятельности. Вообще. Сейчас много крупных предприятий не работает, или работает вполсилы, там есть специалисты по ОТ с опытом - вот пусть они и работают - нормально.
А любители экономить на ОТ - пусть цветы у вокзала продают.

ВАРИАНТ: Маленькое предприятие устраивает эффективную вентиляцию, покупает качественные респираторы и т.п., показывает (в работе) всё это представителям контролирующих органов - и только после этого получает разрешение заниматься потенциально вредным видом деятельности.

В условиях безработицы, наплыва легальных и нелегальных гастарбайтеров, не регистарции профзаболеваний и отсутствия нормальных судов - только так можно изменить ситуацию.
И на больших предприятиях полно нарушений, но там требования выполняют чаще - возможностей больше.
0
Алексей Глушаев
Сбор налогов государство смогло организовать, а систему сохранения здоровья и жизни работников ,которая разработана, внедрить не может . Начинать необходимо с обучения руководителей всех мастей, в том числе глав администраций, мэров и т.д. вопросам охраны труда. Как можно говорить об АРМ, когда даже после проведения аттестации работодатель не представляет что это такое, хотя удостоверение о прохождения обучения на руках. ГИТ по ужесточению требования к прохождения обучения по охране труда смотрит не понятно почему лояльно, когда как проведя массовую проверку выполнения этого требования сдвинет этот вопрос с мертвой, на сегодняшний день, точки. После прохождения обучения по программе, не более 8 часов, работодатель будет заниматься вопросами охраны труда
0
Александр Чиркин
Цитата

даже после проведения аттестации работодатель не представляет что это такое
Почему Вы думаете, что не представляет?
РАБОТОДАТЕЛЬ - представляет: очередная кормушка, в которую нужно что-то класть. Иначе - могут укусить. Можно сказать, очередное ''налоговое отчисление'', не более того (эффективность - мало кого волнует).
Цитата

... работодатель будет заниматься вопросами охраны труда
Работодатель - будет, а прихватизатор - вряд ли. Зачем ему живые и трезвые свидетели его дел?
Цитата

Начинать необходимо с обучения руководителей всех мастей
Неплохо бы.
Но как это технически осуществить - непонятно. С помощью Skype, что ли? И тут проблемы возникнут из-за разности часовых поясов, например - между Архангельском и Майами (Пехтин), или Торонто и Бурятией (Малкин) и др.
Похоже, что современный уровень развития техники не позволяет проводить обучение ОТ таких ... руководителей. Поэтому - пока техника не научилась преодолевать разницу во времени между часовыми поясами - желательно, чтобы ОТ (и другими вопросами) занимались местные руководители.
0
Алексей Глушаев
Дистанционное обучение это туфта, а тестирование это продолжение туфты. Руководителей необходимо учить только по очной форме и по программе общих вопросов охраны труда не более 8 часов – 1 день, с последующим собеседованием , ведя разговор на собеседовании по применению полученного материала на организацию собеседника.
Для сведения - "Туфту всунул - подменил хорошее плохим" - из материалов интернета.

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

ПОДПИСАТЬСЯ
Все адреса защищены от спама!
cons_1.jpg