Мнение следующее.
Отличия новых Правил от старых СНиП по безопасности труда в строительстве в правовом смысле (не техническом) - кардинальные. Правила очень сложные и , полагаю, изучать их необходимо совместно с Градостроительным Кодексом РФ (иначе их не осилить).
СНиП 12-03 и СНиП 12-04 включали в себя как охрану труда, так и "технические меры" по охране труда (тех меры сейчас ушли в техническое регулирование).Согласно письму Минстроя от 25.05.2015 №15912-АБ/08 старые СНиПы применяются на добровольной основе, в части не противоречащей Техрегламенту о безопасности зданий и сооружений.
Новые Правила по охране труда в строительстве (далее - Правила) встроены в систему градостроительного права (далее- ГрК РФ) в части организации и проведения строительства. На это указывают прямые ссылки в п.2 и п.17 Правил.
Ранее в старых СНиПах были указаны участники строительства: заказчик, генподрядчик, подрядчик. В новых Правилах мы их не найдем. Субъектов гражданского права и договорных отношений (Гражданский Кодекс, часть 2) в Правилах назвали "работодателями" и пояснили, что это "лица, осуществляющие строительство". Крайнее определение - терминология ГрК РФ.
В Правилах прописана роль Застройщика в охране труда. Это КЛЮЧЕВАЯ фигура в градостроительном праве. Проще говоря - ответственность идет от лица, которому принадлежит земля для строительства. Согласно п.16 ГрК РФ понятие "застройщик" - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ...строительство, реконструкцию или капремонт...,выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации и пр.
По смыслу п.22 ст.1 ГрК РФ Застройщик может строить самостоятельно (если имеет возможности и компетентен). Может уполномочить профессионалов- Технического заказчика.
Понятие "Технический заказчик" ни где ранее в старых СНиПах не встречалось. По смыслу понятия "Технический заказчик"- это физическое лицо, действующее на профессиональной основе или юридическое лицо, которые УПОЛНОМОЧЕНЫ Застройщиком. Функции прописаны: от имени застройщика заключают договоры, подготавливают задания, предоставляют документы, необходимые для выполнения работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы для ввода в эксплуатацию построенного здания и ... отвечают за ущерб (если, конечно, прописали в договоре этот пункт) (ст.1 и ст.60 ГрК РФ).
Согласно п.4 ст.52 ГрК РФ в части строительства Застройщик (или Технический заказчик) должны подготовить земельный участок для строительства, передать материалы инженерных изысканий, проектную документацию и разрешение на строительство лицу, осуществляющему строительство по Договору.
Новые Правила повсеместно ссылаются на ПОС и ППР. Перечисляю : п.8, п.9, п.69, п.207, п.214, п.251, п.284, п.302, п.326, п.346, п.378, п.394, п.436.
Более того содержат прямые указания проектировщикам- что необходимо учесть в ПОС и ППР по охране труда и безопасности труда (п.8 и п.9 Правил). Более того есть требование к совместной разработке работодателем и застройщиком Специальных мероприятий, если работы не регламентированы Правилами (п.4 Правил). Кто обеспечивает ПОС и ППР - в Правилах не сказано.
Ответ найдем в ГрК РФ. ПОС включается в состав проектной документации (п.12 ГрК РФ). ПОС прилагается к Заявлению на выдачу Разрешения на строительство (п.7 ст.51 ГрК РФ). ПОС также входит в состав проектной документации и должен содержать решения по охране труда (п.23 раздел 6 постановления Правительства от 16.02.2008 №87).
ППР не упоминается в ГрК РФ, разрабатывается теми, кто непосредственно строит ( и эксплуатирует краны) или специализированными организациями. , прописан в в Правилах Ростехнадзора , Сводах правил, стандартах СРО, ГОСТах - документах техрегулирования.
Вывод простой. Основное - проект и решения по безопасности учтенные в нем. Это и будет доказательством если...В Правилах не прописана ответственность работодателей за нарушение Правил. В старых СНиП - она была. Ответственность прописана в ТК РФ для работодателя. Ответственность Застройщика (или Технического заказчика) - в Градостроительном кодексе (ст.60).
Полагаю, государство четко очертило границы- границы трудового права. Это видно по приложениям к Правилам. Они попали в сферу техрегулирования, поэтому и имеют "рекомендательный характер", не смотря на то, что сами Правила зарегистрированы Минюстом.
С уважением,
Комментарии