Обзор законодательства (03.06.2013 - 07.06.2013) - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Академия

Обзор законодательства (03.06.2013 - 07.06.2013)

Обзор законодательства (03.06.2013 - 07.06.2013)
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/26005.html
Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
Разработанные Минтрудом РФ девять уровней квалификации определяют требования к умениям и знаниям работника в зависимости от его полномочий и ответственности ("деятельность под руководством", "деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий", "деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач" и т.д.). Применительно к соответствующим полномочиям и ответственности разработаны такие показатели уровней квалификации, как "Характер умений", "Характер знаний", "Основные пути достижения уровня квалификации".
Установлено, что единые требования к квалификации работников, определенные "уровнями квалификации", могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/25984.html
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ"
Взамен сертификации организации работ по охране труда может быть введено декларирование соответствия условий и охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда
Предусмотрено, что декларация соответствия - это документ, удостоверяющий соответствие условий и охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда, сведения о котором размещаются в реестре деклараций соответствия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.
Форма декларации соответствия, порядок подачи и регистрации деклараций соответствия, порядок формирования и ведения реестра, предоставления содержащихся в нем сведений будут определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Также в проекте федерального закона предусматриваются меры по недопущению подачи работодателями заведомо ложных сведений при декларировании соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
По мнению разработчиков законопроекта, в случае его принятия в законодательстве об охране труда будет осуществлена замена дорогостоящей сертификации организации работ по охране труда бесплатным для работодателя декларированием соответствия условий и охраны труда государственным требованиям охраны труда, что позволит снизить финансовую нагрузку на бюджетные организации и учреждения, а также организации микро- и малого бизнеса и способствовать улучшению условий и охраны труда в данных организациях и учреждениях.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/25975.html
Проект Федерального закона "О специальной оценке условий труда"
С 1 января 2014 года предлагается ввести новый порядок проведения специальной оценки условий труда
Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс последовательно выполняемых процедур по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня их воздействия на организм работника с учетом эффективности мер защиты.
Проектом федерального закона определяется порядок проведения специальной оценки условий труда, требования к организациям и экспертам, осуществляющим специальную оценку условий труда, критерии определения условий труда на рабочих местах и уровней профессиональных рисков.
Согласно законопроекту, специальная оценка условий труда распространяется на все процедуры в сфере охраны труда, которые обязательны для реализации всеми работодателями и предполагают привязку к реальным условиям труда на рабочих местах (предоставление работникам компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, проведение медицинских осмотров работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда), а также на работодателей, на рабочих местах которых заняты работники, имеющие право на досрочное пенсионное обеспечение.
Проектом предусмотрен ряд переходных положений.
В частности, установлено, что организации, аккредитованные в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до получения аккредитации на право проведения специальной оценки условий труда в порядке, установленном законодательством РФ, но не позднее 1 января 2019 года.
Результаты оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам условий труда, полученные не позднее 1 сентября 2013 года, признаются действительными до окончания срока их действия.
Результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда действуют до окончания их срока действия, но не позднее 31 декабря 2015 года.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/25969.html
Постановление Правительства РФ от 28.05.2013 N 444 "О переносе выходных дней в 2014 году"
В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней Правительством РФ принято решение перенести в 2014 году следующие выходные дни:
с субботы 4 января на пятницу 2 мая;
с воскресенья 5 января на пятницу 13 июня;
с понедельника 24 февраля на понедельник 3 ноября.
Таким образом, в 2014 году граждане России будут отдыхать:
с 1 по 8 января 2014 года (Новогодние каникулы и Рождество Христово);
22 - 23 февраля (День защитника Отечества);
8 - 10 марта (Международный женский день);
1 - 4 мая (Праздник Весны и Труда);
9 - 11 мая (День Победы);
12 - 15 июня (День России);
1 - 4 ноября (День народного единства).

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/26026.html
Заключение Минэкономразвития России от 30.04.2013 "По итогам экспертизы приказа Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами"
Приказ Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721 (далее - Приказ) разработан в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которому индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
По итогам экспертизы Приказа Минэкономразвития России полагает необходимым внесение в него ряда изменений, в частности:
в целях сокращения расходов бюджетов бюджетной системы РФ и субъектов предпринимательской деятельности целесообразно ограничить круг субъектов, на которых распространяется действие Приказа, и распространить его на лиц, чья деятельность связана с обращением с отходами I и II классов опасности, а также лиц, осуществляющих деятельность по обезвреживанию и размещению отходов. В отношении лиц, на которых не распространяется действие Приказа, необходимо предусмотреть вмененную систему внесения платы за размещение отходов;
предусмотреть возможность ведения учета в электронном варианте с исключением дублирования на бумажном носителе при обязательной невозможности корректировки информации;
предусмотреть ведение учета по классам отходов, а не по каждому виду.
По итогам проведенной экспертизы Минэкономразвития России пришло к выводу о том, что примененный в Федеральном законе N 89-ФЗ и закрепленный в приказе подход, обязывающий все субъекты предпринимательской деятельности вести ежедневный учет образовавшихся отходов, необоснованно затрудняет ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Минэкономразвития России считает целесообразным направить в установленном порядке в Правительственную комиссию по проведению административной реформы предложение по внесению соответствующих изменений в Федеральный закон N 89-ФЗ, во исполнение которого издан Приказ, а также направить в установленном порядке в Минюст России предложения о необходимости внесения изменений в отдельные положения Приказа.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/26035.html
Решение Конституционного Суда РФ от 28.05.2013 "Об утверждении обзора практики Конституционного Суда РФ за первый квартал 2013 года"
В обзоре приведены извлечения из дел, затрагивающих конституционные основы:
публичного права (в частности, возможность и порядок привлечения юридического лица к административной ответственности за непредставление в антимонопольный орган предусмотренных законодательством сведений, конституционность изменений, в т.ч. по порядку их принятия, внесенных в законодательное регулирование митингов и демонстраций, правомерность применения повышенной платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении специализированного предприятия, основания права налогоплательщика-гражданина на имущественный вычет при приобретении квартиры);
трудового законодательства и социальной защиты (в частности, неправомерность отказа гражданам, пострадавшим от аварии на ПО "Маяк", в предоставлении жилья за счет федерального бюджета в связи со сроками постановки на жилищный учет, правомерность досрочного увольнения военнослужащего-контрактника за дисциплинарные проступки, предоставление льгот работникам, занятым на вредном производстве и признанным таковыми по результатам аттестации рабочих мест);
частного права (неконституционность правовых норм, препятствующих признанию безработными учредителей такой некоммерческой организации, как жилищный накопительный кооператив, правомерность требования граждан об увеличении сумм возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, на основании норм и принципов гражданского законодательства);
уголовной юстиции (основания и порядок замены неотбытой части наказания более мягким, применение ареста на имущество в случае выделения уголовного дела в связи с бегством обвиняемого, понятие значительного ущерба при умышленном повреждении чужого имущества, неправомерность отказа в возбуждении уголовного дела в связи со смертью подозреваемого без согласия близких родственников, требующих реабилитации).

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/26056.html
Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 N 470 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ"
Ранее Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145) вслед за Градостроительным кодексом РФ было установлено, что государственная экспертиза проектной документации не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, ранее получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и применяемой повторно (типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В связи с изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс РФ, в Положение также внесены изменения, дополнившие перечень случаев, в которых экспертиза проектной документации (теперь допускается и негосударственная экспертиза проектной документации) не проводится: экспертиза не проводится, если для строительства или реконструкции не требуется получение разрешения на строительство; не требуется также экспертиза разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.
Кроме этого Правительство РФ уточнило, что экспертиза проектной документации не проводится, если при строительстве или реконструкции объекта капитального строительства применяется модификация проектной документации, в том числе в отношении отдельных разделов проектной документации, ранее получившей положительное заключение государственной экспертизы, "не снижающая" конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов. При этом в отношении объектов, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, не проводится и проверка достоверности определения сметной стоимости строительства, если указанная модификация проектной документации не приводит к ее увеличению

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/26095.html
Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники"
"Положение о лицензировании..." определяет:
лицензионные требования при осуществлении деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники для соискателя лицензии и лицензиата;
порядок направления в лицензирующий орган заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и порядок заполнения заявления;
перечень грубых нарушений лицензионных требований;
порядок проведения лицензионного контроля.
Также утвержден Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники.
Признаны утратившими силу Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 N 32 "Об утверждении Положения о лицензировании технического обслуживания медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", и Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 N 33 "Об утверждении Положения о лицензировании производства медицинской техники".

http://government.ru/docs/2303
Постановление Правительства от 3 июня 2013 года № 470 Об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства
Строительство автомобильных дорог осуществляется на основании проектной документации, получившей положительное заключение органов государственной экспертизы и заключение о достоверности сметной стоимости, технических решений по объекту. В настоящее время изменение технологий, материалов, порядка организации строительства, предусмотренных в утверждённой проектной документации невозможно без прохождения повторной государственной экспертизы. Поэтому при инициировании таких изменений конкретной подрядной организацией в целях применения инновационных технологий и современных материалов возникает необходимость переработки проектной документации и повторного прохождения государственной экспертизы, что требует значительного времени.
Постановлением устанавливается возможность корректировки проектной документации, прошедшей государственную экспертизу и получившей подтверждение достоверности сметной стоимости, с учётом включения в неё современных технологий и управленческих компетенций, не предусмотренных в этой документации ранее, без необходимости прохождения длительных процедур переработки всей проектной документации, а также проведения повторной государственной экспертизы и подтверждения достоверности сметной стоимости объекта.
Это позволит привлекать иностранные организации, обладающие современными технологиями и управленческими компетенциями, к участию в конкурсах и аукционах на строительство автомобильных дорог.

http://government.ru/docs/2302
Постановление Правительства от 3 июня 2013 года № 467 О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования
Постановлением предлагается реализовать ряд мер по переходу на нормативно?подушевое финансирование образовательных программ высшего профессионального образования, которые предусматривают:
- разработку методики определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования по специальностям и направлениям подготовки;
- подготовку предложений о поэтапном переходе от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных учреждений высшего профессионального образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, определённым по специальностям и направлениям подготовки;
- приведение в соответствие с методикой нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя в отношении федеральных вузов, в части установления порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг подведомственных учреждений.
Методику планируется применять к правоотношениям, возникающим при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете, начиная с федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
Постановлением также вносятся изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 года №671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» и от 18 марта 2008 года №182 «Об условиях и порядке формирования государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания» в части уточнения порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг с учётом методики.
Переход на нормативно-подушевое финансирование позволит осуществлять финансовое обеспечение этих организаций на основе расчёта прозрачных единых нормативных затрат на оказание государственных услуг с учётом региональной и отраслевой специфики. Таким образом создаются условия для выбора наиболее эффективного поставщика государственных услуг по качеству, доступности, стоимости услуг и формируются рыночные механизмы оказания государственных услуг для юридических и физических лиц.

http://government.ru/activities/2257
Комиссия Правительства по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект, направленный на устранение пробела в правовом регулировании обеспечения пользователям возможности круглосуточного и бесплатного вызова экстренных служб по единому номеру
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 52 Федерального закона “О связи”» разработан в соответствии с пунктом 3 Плана подготовки проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2011 года №1334-р, с учётом постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года №894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб» и Положения о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года №958.
Законопроект направлен на совершенствование системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб в части реализации передачи оператором связи операторскому персоналу системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру сведений о местонахождении абонентского устройства, с которого был осуществлён вызов или передано сообщение о происшествии, а также иной информации, необходимой для обеспечения реагирования по вызову.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.

http://www.kremlin.ru/acts/18281
Закон о ратификации Конвенции о безопасности труда на шахтах
Федеральным законом предусматривается ратифицировать Конвенцию 1995 года о безопасности и гигиене труда на шахтах (Конвенцию №176), принятую на 82-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда в Женеве 22 июня 1995 года.
Данной Конвенцией определяются общепризнанные в мировом сообществе требования к обеспечению безопасности, сохранению жизни и здоровья работников, занятых добычей полезных ископаемых шахтным способом.
В Конвенции установлены минимальные требования по обеспечению охраны труда и гигиены труда работников, занятых на подземных работах в шахтах, направленные на снижение риска возникновения аварийных ситуаций, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на организацию эффективной работы сторон социального партнерства по защите интересов работников, занятых на шахтах.
Кроме того, в Конвенции установлены минимальные требования к обеспечению безопасности работ на шахтах в части, касающейся обустройства шахтных разработок, профилактики аварийных ситуаций на шахтах, обеспечения работников средствами спасения и организации эффективной вентиляции и проветривания шахт и выработок.
Предметом регулирования данной Конвенции являются основные права и свободы человека и гражданина. В связи с этим, а также в соответствии со статьей 18 Конвенции она подлежит ратификации на основании положений Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».

http://ntc.duma.gov.ru/duma_na/asozd/asozd_text.php?nm=99-ФЗ&dt=2013
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона
"О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных" и Федерального закона "О персональных данных"

Принят Государственной Думой 26 апреля 2013 года
Статья 7
Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006,
N 27, ст. 2878) следующие изменения:
1) статью 85 признать утратившей силу;
2) пункт 4 статьи 86 изложить в следующей редакции:
"4) работодатель не имеет права получать и обрабатывать сведения о работнике, относящиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к специальным категориям персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами;";
3) в статье 90 слова "норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника," заменить словами "положений законодательства Российской Федерации в области персональных данных при обработке персональных данных работника,".

http://rosminzdrav.ru/docs/mzsr/orders/1426
Приказ Минздрава России от 30 мая 2013 г. № 340н
Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения

В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака» п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемые требования к знаку о запрете курения и к порядку его размещения.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июня 2013 года.

http://www.minregion.ru/documents/draft_documents/2891.html
Проект постановления Правительства Российской Федерации 6 мая 2013 года
Об утверждении порядка определения и применения социальной нормы электроснабжения и о внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы электроснабжения


http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/salary/8
Информация от 3 июня 2013 г.
О разработке проектов федеральных законов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»»
Проект федерального закона «О специальной оценке условий труда» разработан в рамках формирования единой системы оценки условий труда с целью определения профессиональных рисков работников на основе идентификации опасностей, связанных с воздействием факторов производственной среды и трудового процесса, и оценки уровня их воздействия на организм работника с учетом эффективности мер защиты.
В соответствии с законопроектом специальная оценка условий труда распространяется на все процедуры в сфере охраны труда, которые обязательны для реализации всеми работодателями и предполагают привязку к реальным условиям труда на рабочих местах (предоставление работникам компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, проведение медицинских осмотров работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда), а также на работодателей, на рабочих местах которых заняты работники, имеющие право на досрочное пенсионное обеспечение.
Проектом федерального закона определяется порядок проведения специальной оценки условий труда, требования к организациям и экспертам, осуществляющим специальную оценку условий труда, критерии определения условий труда на рабочих местах и уровней профессиональных рисков.
Кроме того, проектом федерального закона предполагается дополнение трудового законодательства Российской Федерации положениями, требующимися для реализации работодателями, использующими труд наемных рабочих, чьи профессии предусмотрены Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, права на освобождение от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, предоставленного Федеральным законом
от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
С целью сохранения преемственности в реализации действующей на сегодняшний день уже свыше 20 лет процедуры оценки условий труда, в том числе, в части накопления информации о состоянии условий труда в Российской Федерации, исключения дополнительных финансовых расходов работодателей предлагается установление переходного периода после вступления в силу законопроекта на срок до 31 декабря 2015 года.
Одновременно, в целях приведения законодательства Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»» предусматривается внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, ряд базовых федеральных законов пенсионного законодательства, федеральные законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» и иные.
1 июня 2013 года проект федерального закона «О специальной оценке условий труда» и проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»» размещены на сайте regulation.gov.ru для обеспечения общественного обсуждения, датой окончания которого определено 15 июня 2013 года.

http://ppt.ru/news/118496
Роструд не одобрил досрочный выход женщины из декретного отпуска
В ведомстве напомнили, что отпуск по беременности и родам оплачивается из средств ФСС. Получение в этот период зарплаты незаконно, и работодателю могут предъявить претензии.
Федеральная служба по труду и занятости подготовила письмо по вопросу досрочного выхода из декретного отпуска. Специалисты подчеркнули, что в законодательстве нет прямого запрета на прекращение отпуска по беременности и родам раньше времени. Однако в этом случае женщина будет получать двойную оплату — пособие и зарплату. В документе говорится:
Такой отпуск предоставляется женщине не только на основании ее заявления, но и на основании больничного листа, в котором указана конкретная продолжительность отпуска. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и оплачивается, как правило, до ухода в отпуск. Одновременная выплата пособия и заработной платы не допускается.

http://ppt.ru/news/117386
Минтруд утвердил 9 уровней квалификации работников
Министерство труда и социальной защиты РФ утвердило уровни квалификации, которые должны применяться при разработке профессиональных стандартов. Соответствующий приказ накануне зарегистрирован Минюстом.
Соответствующий приказ Минтруда устанавливает требования к знаниям и навыкам в зависимости от полномочий и ответственности работника.
Для каждого из 9 уровней определены полномочия, характер умений, знаний и основные пути достижения квалификации. Так, первый уровень предусматривает деятельность под руководством и индивидуальную ответственность. Работники заняты, как правило, физическим трудом. Для этого уровня достаточно краткосрочного обучения или инструктажа, а также практического опыта.
На следующих уровнях расширяются полномочия, растет ответственность, повышаются требования к образованию. Наиболее высоки эти требования на девятом уровне:
Полномочия и ответственность: определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами;
значительный вклад в определенную область деятельности;
ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях.
Характер умений: решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов.
Характер знаний: создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера.
Основные пути достижения уровня квалификации: программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
дополнительные профессиональные программы;
практический опыт.
В приказе Минтруда отмечается, что единые требования к квалификации работников, установленные документом, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.
Как мы писали ранее, российские власти решили законодательно определить понятие профессионального стандарта, порядок его разработки и утверждения. 4 декабря закон о профессиональных стандартах подписал президент Владимир Путин. Планируется, что Трудовой кодекс будет ссылаться не только на единые квалификационные справочники, но и на профессиональные стандарты. В законе разъясняются понятия "квалификация работника" и собственно "профессиональный стандарт". Под первой понимается "уровень знаний, умений, навыков и опыта работника, необходимых для осуществления им профессиональной деятельности". Профессиональным стандартом называются требования к квалификации работника, которые могут предъявляться к нему в целях осуществления его профессиональной деятельности.
Предполагается, что профессиональные стандарты будут разрабатывать организации, которые заинтересованы в создании современной системы квалификации кадров. Помогать в этой работе будет экспертный совет. Министерство труда и социальной защиты РФ разработало соответствующий проект постановления. Преимущественно разработка будет происходить за счет компаний. Однако по некоторым направлениям подготовку проектов профинансирует федеральный бюджет. Сведения о профессиональном стандарте планируется вносить в специальный реестр, который будет вести министерство.
Напомним, что глава государства велел разработать и утвердить к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов. План-график подготовки профстандартов в 2013-2014 годах утвержден Минтруда в ноябре.
Обзор подготовил Вася Разгульнов

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл