Обзор законодательства (22.04.2013 - 30.04.2013) - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Академия

Обзор законодательства (22.04.2013 - 30.04.2013)

Обзор законодательства (22.04.2013 - 30.04.2013)
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/25357.html
Приказ Ростехнадзора от 11.03.2013 N 96 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств"
Утвержденные федеральные нормы и правила предназначены для применения:
при разработке технологических процессов, проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации опасных производственных объектов (ОПО) химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности;
при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании, диагностировании и ремонте технических устройств, применяемых на указанных объектах;
при проведении экспертизы промышленной безопасности проектной документации, технических устройств, зданий и сооружений, деклараций промышленной безопасности ОПО.
В целях приведения ОПО химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности в соответствие с требованиями утвержденных Федеральных норм и правил эксплуатирующая организация проводит комплексное обследование фактического состояния технологического объекта, разрабатывает комплекс компенсационных мер по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов, включая обоснование их безопасности. Для реализации компенсационных мер вносятся изменения в проектную документацию.
Результаты анализа риска, выполненного в обосновании безопасности ОПО, должны быть внесены в декларацию промышленной безопасности.
Признано не подлежащим применению Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 05.05.2003 N 29 "Об утверждении Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств".

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/25375.html
Проект приказа Минтранса России "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"
В проекте Правил и в приложениях к ним закрепляются в том числе:
основные обязанности субъектов транспортной деятельности и требования по обеспечению безопасности при осуществлении перевозок пассажиров и грузов;
меры по обеспечению профессиональной надежности водителей и обеспечению безопасности транспортных средств;
требования по обеспечению безопасных условий перевозок пассажиров и грузов при организации перевозочного процесса и к организации маршрутов регулярных перевозок;
требования к организации и осуществлению перевозок по заказам, в том числе группы детей, а также организованной перевозки группы детей юридическим лицом, в том числе образовательным учреждением;
порядок осуществления контроля за соответствием дорожных условий требованиям безопасности при осуществлении перевозок;
порядок проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий субъектами транспортной деятельности, осуществляющими перевозки пассажиров и грузов;
порядок проведения инструктажей водителей по обеспечению безопасной перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
требования к техническому состоянию автотранспортных средств, выпускаемых на линию.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/25411.html
Проект технического регламента Таможенного союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения"
Согласно проекту технический регламент устанавливает на единой таможенной территории Таможенного союза единые обязательные для применения и исполнения требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и средствам пожаротушения в целях обеспечения свободного перемещения данной продукции, выпускаемой в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза. Требования регламента будут распространяться на продукцию независимо от страны происхождения, ранее не находившуюся в эксплуатации (новую) и выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/25450.html
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2013 N 91 "Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011)"
Перечень включает в себя:
- электрические аппараты и приборы бытового назначения, в частности, для приготовления и хранения пищи и механизации кухонных работ, для обработки белья, одежды и обуви, для чистки и уборки помещений, аудио- и видеоаппаратура, приемники теле- и радиовещания, для садово-огородного хозяйства, оборудование световое и источники света;
- персональные электронные вычислительные машины (персональные компьютеры);
- низковольтное оборудование, подключаемое к персональным электронным вычислительным машинам;
- инструмент электрифицированный;
- инструменты электромузыкальные;
- кабели, провода и шнуры;
- выключатели автоматические, устройства защитного отключения;
- аппараты для распределения электрической энергии;
- аппараты электрические для управления электротехническими установками.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/25447.html
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2013 N 92 "Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе" (ТР ТС 016/2011)"
"О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе" (ТР ТС 016/2011)
В указанный Перечень включено:
газоиспользующее оборудование, предназначенное
для приготовления пищи, отопления и горячего водоснабжения;
блочные автоматические горелки;
устройства, предназначенные для встраивания в оборудование.
Перечень газоиспользующего оборудования, на которое не распространяется технический регламент Таможенного союза "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе"
(ТР ТС 016/2011), включает в себя:
паровые котлы с давлением пара более 0,07 МПа и водогрейные котлы с температурой воды более 115 градусов Цельсия;
оборудование, предназначенное для использования в технологических процессах на промышленных предприятиях, за исключением газоиспользующего оборудования, включенного в Перечень газоиспользующего оборудования, в отношении которого устанавливаются требования технического регламента ТР ТС 016/2011;
оборудование, использующее газ в качестве моторного топлива.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/25483.html
Приказ Росстата от 29.12.2012 N 668 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги по предоставлению гражданам и организациям официальной статистической информации"
Определены состав, сроки и последовательность административных действий должностных лиц Росстата при выполнении данной функции, в том числе в электронной форме.
Предоставление статистической информации возможно, в частности, через портал государственных слуг (gosuslugi.ru) в автоматическом режиме.
Срок предоставления информации - не более 30 календарных дней со дня регистрации соответствующего запроса.
В приложении к документу приведена контактная информация территориальных органов Росстата по субъектам РФ.

http://правительство.рф/gov/results/24098/
Распоряжение от 26 апреля 2013 г. № 695-р
О временном исполнении обязанностей руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Возложить временно исполнение обязанностей руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на статс-секретаря - заместителя руководителя этой Службы Ферапонтова Алексея Викторовича.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев

http://правительство.рф/gov/results/24065/
Распоряжение от 23 апреля 2013 г. №652-р
О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на повышение ответственности должностных лиц за выпуск на линию транспортных средств, имеющих технические неисправности

Справка к распоряжению от 23 апреля 2013 года №652-р
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разработан Минтрансом России во исполнение решения Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения.
Законопроектом предлагается внести изменения в часть 2 статьи 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, увеличив размер налагаемого на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, административного штрафа от 500 до 1 тыс. рублей до размера от 7 тыс. до 10 тыс. рублей.
Необходимость принятия документа связана со значительным количеством используемых в Российской Федерации транспортных средств устаревших моделей с длительными сроками эксплуатации. Следствием старения парка транспортных средств является повышение вероятности дорожно-транспортных происшествий из-за технических неисправностей.
В сложившихся обстоятельствах необходимо повысить ответственность должностных лиц за выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, или переоборудованного без соответствующего разрешения.

http://rosminzdrav.ru/docs/mzsr/projects/1983
Проект приказа Минздрава России от 22 апреля 2013 г.
О внесении изменения в приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

Приказываю:
Внести изменение в приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111) согласно приложению.
Изменения касаются пункта 19. Работы в детских и подростковых сезонных оздоровительных организациях

http://www.rosmintrud.ru/labour/safety/105
Первый замминистра Сергей Вельмяйкин: "Аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда должны быть объединены"
Об этом заявил первый заместитель Министра Сергей Вельмяйкин на конференции «Профилактика профессиональных заболеваний» в рамках Всемирного дня охраны труда.
В настоящее время в законодательстве закреплены две процедуры исследования условий труда на вредных и опасных рабочих местах:
аттестация рабочих мест, осуществляемая на основании статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации, с целью установления сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимального размера повышения оплаты труда;
специальная оценка условий труда, которая должна осуществляться на основании отдельного федерального закона во исполнение статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ в целях освобождения от уплаты дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
«Очевидно, что указанные процедуры, по сути, должны быть объединены и унифицированы с тем, чтобы работодатель проводил исследование рабочего места своих работников однократно, а не дважды, и чтобы результаты данного исследования использовались как в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и в целях предоставления иных гарантий и компенсаций в процессе осуществления работником его трудовой деятельности», - отметил Сергей Вельмяйкин в своем выступлении
По словам первого замминистра, специальная оценка условий труда, которая придет на смену аттестации рабочих мест, «не может являться самодостаточной, поскольку должна представлять собой инструмент перехода от формального «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций к подходу, учитывающему в указанных целях исключительно фактическое вредное и (или) опасное воздействие на организм работника».
С одной стороны, такой подход позволит максимально объективно решать вопрос о необходимости компенсации вредных (опасных) условий труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте, а, с другой стороны, экономически стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий и охрану труда в целях оптимизации своих дальнейших издержек.
Как подчеркнул Сергей Вельмяйкин, при проведении специальной оценки условий труда должно оцениваться не только рабочее место, но и средства индивидуальной защиты, используемые работником для защиты от вредных и опасных факторов.
«Такой подход позволит, с одной стороны, объективно оценивать класс вредности труда на соответствующем рабочем месте, а, с другой стороны, стимулировать работодателя использовать более эффективные средства индивидуальной защиты, - отметил замминистра. - Однако при этом необходимо разумное ограничение возможности снижения класса условий труда в зависимости от используемых средств индивидуальной защиты с тем, чтобы проводимые работодателями мероприятия по охране труда не ограничивались исключительно обеспечением работниками указанными средствами».
Он также добавил, что в перспективе может быть введено правило, согласно которому, если по результатам нескольких процедур специальной оценки условий труда данные условия признаны благоприятными или допустимыми, дальнейшая оценка конкретного рабочего места может не проводиться. Поэтому результаты специальной оценки рабочих мест должны аккумулироваться в единой базе данных, принципы ведения которой должны позволять использовать ее данные совместно с данными системы индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

http://fsa.gov.ru/news/index/show_id/420/
Члены правительства, руководство Росаккредитации и эксперты обсудили реформу единой национальной системы аккредитации
24 апреля 2013 г. состоялось совещание по вопросам формирования единой национальной системы аккредитации в формате «Открытого правительства». В заседании приняли участие: первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов и министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, руководитель Федеральной службы по аккредитации Савва Шипов, представители ведущих бизнес-ассоциаций, а также руководители органов по сертификации и испытательных лабораторий.
Во время заседания рассматривалось несколько вопросов. Главным из них стал вопрос принятия основного правового документа — федерального закона «Об аккредитации» и полного пакета гармонизированной нормативной правовой базы, который позволит создать все необходимые правовые основания для формирования новой системы аккредитации. Особенно остро высказывались участники по проблеме наличия на рынке множества фальшивых сертификатов и безнаказанности выдающих их организаций, выдвигая требования и предложения по усилению контроля за деятельностью органов по сертификации и испытательных лабораторий, чтобы очистить рынок от недобросовестных участников. Эксперты уделили внимание вопросу повышения качества оказания государственных услуг Росаккредиатцией, а также профессиональной подготовке лиц, участвующих в аккредитации и в оценке соответствия, отметив, что положительные изменения в этом направлении уже есть, но необходимо и дальше совершенствовать процессы взаимодействия службы с участниками рынка сертификации. Также поднимался вопрос международного признания российских результатов оценки соответствия.
По результатам обсуждения на площадке Открытого правительства были предложены следующие меры для дальнейшего реформирования системы аккредитации:
•оперативное принятие законопроекта и всех подзаконных актов;
•совместная борьба правоохранительных органов, экспертов, общества защиты прав потребителей и производителей с недобросовестными участниками рынка;
•повышение профессионального уровня экспертов по аккредитации, экспертов по сертификации и работников лабораторий, введение персональной ответственности экспертов за результаты испытаний;
•повышение роли предпринимательского и экспертного сообщества в процессе реформирования — создания общественного совета при Росаккредитации.

http://www.rg.ru/2013/04/23/trud.html
В 2013 году минтруд планирует внести в Госдуму законопроект о специальной оценке условий труда. Принципиальное отличие от действующей системы в том, что работа по обеспечению охраны труда на предприятиях будет строиться не на компенсации ущерба, а на своевременном выявлении опасности и сокращении времени контакта с негативными факторами.
Вступление России в ВТО послужило отправной точкой для перехода от просоветской системы охраны труда и промышленной безопасности (ОТ и ПБ), построенной на компенсационном принципе, на систему управления профессиональными рисками, позволяющую действовать упреждающе и сокращать издержки государства и работодателей. По официальным данным, около 20% населения страны занято в промышленном секторе, при этом каждый третий ежедневно сталкивается с неблагополучными производственными факторами. По данным ФСС, ежегодно на выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев тратится около 150 млрд руб. Еще около 300 млрд ПФР начисляет в виде досрочных пенсий по вредным условиям труда. Если добавить к этим суммам 122 млрд руб. компенсаций предприятиям за обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и трудопотери в связи с профзаболеваниями, то получается весьма круглая сумма.
Вступление в ВТО стимулирует страну вводить в законодательство механизмы, которые успешно используются в государствах Евросоюза. Они ориентированы на превентивные меры (замену оборудования, создание максимально безопасных технологических циклов), профилактику заболеваемости персонала, управление профессиональными рисками. Это связано в том числе с реформой института досрочной пенсии, с реализацией задачи, поставленной главой государства, - замещением рабочих мест с 3-м и 4-м классами опасности.
Новая концепция подразумевает, что в систему выявления негативных факторов и управления профессиональными рисками должен активно вовлекаться рядовой персонал, руководители первого звена (мастера, бригадиры). Иностранный бизнес, имеющий активы в России, уже пытается внедрять эти методы на производствах: создаются комитеты и команды по охране труда, сотрудников просят в так называемых техлистах галочками отмечать, какие опасные факторы встречаются на их рабочем месте.
- Раньше за вредные условия труда предоставляли разного рода бонусы: дополнительные отпуска, прибавки к зарплате, молоко. Безусловно, это останется, но мы не будем "бить по хвостам", не будем тратить огромные средства на выплаты, а постараемся выстроить процесс так, чтобы работодателю было выгодно модернизировать производство, - говорит Владимир Корж, директор департамента условий и охраны труда Министерства труда и соцзащиты РФ.
Согласно ТК РФ работодатель обязан направлять не менее 0,2% от затрат на типовые мероприятия по улучшению условий труда и снижению профессиональных рисков. В марте 2012 года утвержден список этих мероприятий - всего их 31. На практике же получается, что статья "профилактика" финансируется по остаточному принципу. "При распределении сумм компании должны отталкиваться не от выполнения обязательств, а от расчета результативности мероприятий по охране труда (ОТ) и промышленной безопасности (ПБ). Надо понимать, что это не просто затраты, а инвестиции, на которые будет возврат в долгосрочной перспективе. Например, в ФРГ возврат инвестиций в сферу ОТ и ПБ составляет один к 4,5 денежной единицы. В сферу подготовки и обучения персонала - один к пяти", - рассуждает Дмитрий Платыгин, глава ВНИИ охраны и экономики труда.
Одна из превентивных мер, которая, что называется, на поверхности и не требует долгосрочных вложений, - средства индивидуальной защиты. Как уверяют врачи, они помогают предотвратить до 50% профессиональных патологий. По данным Ассоциации производителей СИЗ, за последние 5 лет объем продаж такой продукции вырос в 5 раз и составил больше 100 млрд руб. в год.
Сегодня емкость российского рынка СИЗ используется примерно на 70%. В среднем работодатель тратит на обеспечение одного сотрудника средствами защиты 4600 рублей. Передовиками в этом вопросе являются нефтяная и металлургическая отрасли. Там суммы могут достигать 11-25 тысяч рублей на человека, что уже сопоставимо со странами ЕС (300-350 долларов). Однако есть еще около 40 отраслей, где этот показатель не дотягивает и до 1000 рублей. Например, в АПК, машиностроении. Также часто экономят на СИЗ строительные компании, малый бизнес. И даже если деньги находятся, приобретается то, что подешевле, а это зачастую подделка. По данным Госинспекции по охране труда РФ, в прошлом году в ходе проверок было выявлено 92,7 тысячи единиц СИЗ, не соответствующих нормативным требованиям.
К тому же культура эксплуатации средств индивидуальной защиты на предприятиях, как правило, низка. Ежегодно до 4% несчастных случаев на производстве со смертельным исходом происходит именно из-за того, что персонал либо вообще не имел СИЗ, либо неправильно использовал. Например, респиратор - вместо носового платка.
Чтобы ликвидировать "пробелы в головах", Ассоциация производителей СИЗ с этого года запускает обучающие семинары. "Мы очень серьезно намерены заняться подготовкой мультипликаторов знаний по ОТ и ПБ - людей, которые будут транслировать линейному персоналу информацию о современных СИЗ, среди которых много настоящих шедевров технической мысли, созданных с применением нанотехнологий", - говорит Юрий Сорокин, президент ассоциации.
Изменится и подготовка специалистов по ОТ и ПБ. Уже 1,5 года разрабатывается новый ФГОС по подготовке бакалавров в сфере охраны труда. Новая специальность будет называться "охрана труда и управление профессиональными рисками". Не исключено, что она появится в вузах уже со следующего учебного года. "У таких людей должны быть и технические, и технологические компетенции, познания в области медицины труда, но все-таки базовая подготовка - управленческая. Это менеджер в сфере ОТ и ПБ, который впоследствии может пройти переподготовку в разных отраслях", - резюмирует Валерий Корж.

http://www.rspp.ru/news/view/2859
Госдума приняла во втором чтении законопроект "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ", внесенный правительством. Согласно документу, бизнес-омбудсмен будет назначаться Президентом России с учетом мнения предпринимательского сообщества сроком на пять лет. Но не больше двух сроков подряд.
Бизнес-омбудсмен будет защищать права как российских, так и зарубежных предпринимателей на территории России, контролируя их соблюдение со стороны властей всех уровней. Кроме того, его обяжут ежегодно предоставлять главе государства доклад о состоянии российского предпринимательства и о предложениях по совершенствованию бизнес-права.
Предприниматели, чьи права были нарушены, смогут обращаться непосредственно к бизнес-омбудсмену с жалобами. Он сможет направить ее в уполномоченный для решения проблемы орган власти. А вот к тому, на кого предприниматель жалуется, омбудсмен уже не обратится.
Но зато в суд с иском по защите интересов бизнесменов омбудсмен обращаться сможет. Кроме того, он наделяется правом посещать места содержания под стражей обвиняемых в экономических преступлениях, причем без специального разрешения.
Работа бизнес-омбудсмена будет финансироваться из федерального бюджета. На ближайшую трехлетку на эти цели предусмотрено выделение 175 миллионов рублей ежегодно.
Напомним, что с 22 июня прошлого года должность защитника прав бизнесменов занимает Борис Титов.


Обзор подготовил Вася Разгульнов

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл