Оценка рисков

Оценка рисков 08.06.2016|Консультации и разъяснения

Все организации, проходящие сертификацию по стандарту ISO, сталкивались с проблемой оценки рисков. В данной статье раскрывается смысл оценки рисков, правильность заполнения таблицы, типичные ошибки.

Оценка рисков регламентирована национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011, Менеджмент Риска (утверждён 1 декабря 2011 года, идентичен международному стандарту ISO/IEC 31010:2009 «Risk management — Risk assessment techniques»)

На первый взгляд, попытка систематизировать все риски, которым может подвергнуться работник, в табличном виде – затея бесполезная. Так как многие считают, что с риском необходимо бороться не на бумаге, а на конкретном рабочем месте. На самом же деле, «Оценка рисков» - это инструмент аналитический, предназначенный для прогнозирования и недопущения возникновения несчастных случаев на всех рабочих местах. В этой статье мы ознакомимся с структурой Оценки рисков, формой, разберёмся, как рассчитывать риск.

«Осведомлён – значит вооружён». Именно исходя из подобной логики и придумали оценивать риски на предприятии. В общем, стандартный документ по Оценке Рисков заполняется в документе Excel, включая в себя три основных «кита»:
1) Систематизировать все операции.

2) Проанализировать возможные проблемы.

3) Предпринять контрмеры.

Процедура оценки рисков делится на 4 части: 1 – Risk assessments, оценка рисков, связанная с оборудованием. 2 – Risk assessments before\after, на основе проведённой оценки составляются контрмеры, проводится анализ, как они повлияли на риск. 3 – Risk prediction- оценка рисков, связанных с поведением сотрудника. Как сотрудник может сам для себя создать риск. 4 – Risk prediction before\after аналогична второй части.

Начнём по порядку.

1.       Как рассчитывается риск?

В системе оценки рисков существует четыре уровня рисков – низкий уровень риска (отмечается зелёным), средний уровень риска (жёлтый), высокий уровень риска (оранжевый), очень высокий уровень риска (красный). С зелёными и жёлтыми рисками, как правило, не борются, оставляя их без внимания. Однако некоторые предприятия, для которых безопасность трудящихся на первом месте, создают контрмеры и для «жёлтого уровня». Зачастую это тренинги с работниками, ежемесячный контроль знаний, выпуск новых инструкций и обучений. Оранжевый и красный уровни – объект «атаки», на чём необходимо сфокусироваться для обеспечения безаварийного производства.

 профриски1.JPG

Скачать файл в Microsoft Excel

Сама методика расчёта риска достаточно проста – по вертикали расположены вероятности возможности происшествия, по горизонтали – тяжесть последствий. Вероятность (probability) рассчитывается следующим образом: 1 – трудно представить, что нужно делать, что бы нечто случилось, 2 – никогда такого не было, но теоретически возможно, 3 – был единичный инцидент, вероятность может наступить из-за совокупности двух факторов (нарушение инструкции и наличие опасного участка (острый край, например)), 4 – инциденты случаются достаточно часто, чаще, чем 1 раз в 3 месяца.

Тяжесть (Gain) рассчитывается примерно также. 1 – микротравма, оказание медицинской помощи не требуется, достаточно собственных сил. Это может быть ушиб, неглубокий порез, царапина.

2 – в результате происшествия работнику потребуется от 1 до 3х дней, для восстановления. Пример – растяжение мышц, сильный ушиб.

3 – в результате происшествия работник ушёл на длительный больничный, для восстановления потребуется от 3 до 30 дней.

4 – всё, нет больше работника. Либо травма настолько серьёзная, что нужно лечиться больше месяца.

 

Соответственно, при умножении вероятности на последствие, получается цифра, окрашенная в свой цвет. Прелесть подобной системы в том, что даже при вероятности=1, и последствии=4, нужно иметь этот процесс ввиду. К таким процессам относится, например, риск взрыва баллона. При правильной эксплуатации трудно представить, что может привести к взрыву, но последствия такого инцидента могут привести к летальному исходу. Поэтому из контрмер можно реализовать ежемесячную проверку баллона, инструкцию по обращению с ним, проверку знаний сотрудников. Ещё один пример – риск обрушения здания в целом. Контрмера – регулярная поверка несущих конструкций, ремонт и поддержание в порядке.

В результате, у нас должна получиться примерно следующая картина: профриски2.JPG 

Скачать файл в Microsoft Excel

В кружке выделен потенциально опасный риск – Crush, поломка оборудования. Например, при работе на шлифовальном станке, существует небольшая вероятность (1), что шлифовальный круг выскочит из паза и угодит в сотрудника, нанеся тому летальные повреждения (4, если попадёт в голову). Как контрмера – регулярное обслуживание станка (превентивный подход), установка защитного кожуха (реактивный подход). Разделение на превентивный и реактивный подход обусловлено тем, что при реактивном мы не боремся с коренной причиной риска. Мы только нивелируем возможные происшествия.

Теперь, когда мы освоили технику заполнения табличной части оценки рисков, можно переходить к непосредственному заполнению карты оценки рисков. Но об этом мы расскажем в следующей части. 


Кузьмин Н.С.

2581

Рейтинг
3.96


Комментарии зарегистрированных пользователей сайта

оставить комментарий

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

ПОДПИСАТЬСЯ
Все адреса защищены от спама!

Форум

Популярный форум по вопросам охраны труда, пожарной и промышленной безопасности
вопрос
Задай вопрос - получи ответ;
Сам дай консультацию - поможешь другому.