Оценка рисков

Оценка рисков 08.06.2016|Консультации и разъяснения

Все организации, проходящие сертификацию по стандарту ISO, сталкивались с проблемой оценки рисков. В данной статье раскрывается смысл оценки рисков, правильность заполнения таблицы, типичные ошибки.

Оценка рисков регламентирована национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011, Менеджмент Риска (утверждён 1 декабря 2011 года, идентичен международному стандарту ISO/IEC 31010:2009 «Risk management — Risk assessment techniques»)

На первый взгляд, попытка систематизировать все риски, которым может подвергнуться работник, в табличном виде – затея бесполезная. Так как многие считают, что с риском необходимо бороться не на бумаге, а на конкретном рабочем месте. На самом же деле, «Оценка рисков» - это инструмент аналитический, предназначенный для прогнозирования и недопущения возникновения несчастных случаев на всех рабочих местах. В этой статье мы ознакомимся с структурой Оценки рисков, формой, разберёмся, как рассчитывать риск.

«Осведомлён – значит вооружён». Именно исходя из подобной логики и придумали оценивать риски на предприятии. В общем, стандартный документ по Оценке Рисков заполняется в документе Excel, включая в себя три основных «кита»:
1) Систематизировать все операции.

2) Проанализировать возможные проблемы.

3) Предпринять контрмеры.

Процедура оценки рисков делится на 4 части: 1 – Risk assessments, оценка рисков, связанная с оборудованием. 2 – Risk assessments before\after, на основе проведённой оценки составляются контрмеры, проводится анализ, как они повлияли на риск. 3 – Risk prediction- оценка рисков, связанных с поведением сотрудника. Как сотрудник может сам для себя создать риск. 4 – Risk prediction before\after аналогична второй части.

Начнём по порядку.

1.       Как рассчитывается риск?

В системе оценки рисков существует четыре уровня рисков – низкий уровень риска (отмечается зелёным), средний уровень риска (жёлтый), высокий уровень риска (оранжевый), очень высокий уровень риска (красный). С зелёными и жёлтыми рисками, как правило, не борются, оставляя их без внимания. Однако некоторые предприятия, для которых безопасность трудящихся на первом месте, создают контрмеры и для «жёлтого уровня». Зачастую это тренинги с работниками, ежемесячный контроль знаний, выпуск новых инструкций и обучений. Оранжевый и красный уровни – объект «атаки», на чём необходимо сфокусироваться для обеспечения безаварийного производства.

 профриски1.JPG

Скачать файл в Microsoft Excel

Сама методика расчёта риска достаточно проста – по вертикали расположены вероятности возможности происшествия, по горизонтали – тяжесть последствий. Вероятность (probability) рассчитывается следующим образом: 1 – трудно представить, что нужно делать, что бы нечто случилось, 2 – никогда такого не было, но теоретически возможно, 3 – был единичный инцидент, вероятность может наступить из-за совокупности двух факторов (нарушение инструкции и наличие опасного участка (острый край, например)), 4 – инциденты случаются достаточно часто, чаще, чем 1 раз в 3 месяца.

Тяжесть (Gain) рассчитывается примерно также. 1 – микротравма, оказание медицинской помощи не требуется, достаточно собственных сил. Это может быть ушиб, неглубокий порез, царапина.

2 – в результате происшествия работнику потребуется от 1 до 3х дней, для восстановления. Пример – растяжение мышц, сильный ушиб.

3 – в результате происшествия работник ушёл на длительный больничный, для восстановления потребуется от 3 до 30 дней.

4 – всё, нет больше работника. Либо травма настолько серьёзная, что нужно лечиться больше месяца.

 

Соответственно, при умножении вероятности на последствие, получается цифра, окрашенная в свой цвет. Прелесть подобной системы в том, что даже при вероятности=1, и последствии=4, нужно иметь этот процесс ввиду. К таким процессам относится, например, риск взрыва баллона. При правильной эксплуатации трудно представить, что может привести к взрыву, но последствия такого инцидента могут привести к летальному исходу. Поэтому из контрмер можно реализовать ежемесячную проверку баллона, инструкцию по обращению с ним, проверку знаний сотрудников. Ещё один пример – риск обрушения здания в целом. Контрмера – регулярная поверка несущих конструкций, ремонт и поддержание в порядке.

В результате, у нас должна получиться примерно следующая картина: профриски2.JPG 

Скачать файл в Microsoft Excel

В кружке выделен потенциально опасный риск – Crush, поломка оборудования. Например, при работе на шлифовальном станке, существует небольшая вероятность (1), что шлифовальный круг выскочит из паза и угодит в сотрудника, нанеся тому летальные повреждения (4, если попадёт в голову). Как контрмера – регулярное обслуживание станка (превентивный подход), установка защитного кожуха (реактивный подход). Разделение на превентивный и реактивный подход обусловлено тем, что при реактивном мы не боремся с коренной причиной риска. Мы только нивелируем возможные происшествия.

Теперь, когда мы освоили технику заполнения табличной части оценки рисков, можно переходить к непосредственному заполнению карты оценки рисков. Но об этом мы расскажем в следующей части. 


Кузьмин Н.С.

2088

Рейтинг
3.96


Комментарии зарегистрированных пользователей сайта

оставить комментарий

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

ПОДПИСАТЬСЯ
Все адреса защищены от спама!

События

28 апреля

всемирный день охраны труда

Всемирный день охраны труда