При расследовании и оформлении несчастных случаев может возникнуть множество ошибок от безобидных, до серьезных. И чем меньше ошибок мы допустим, тем меньше шансов, что придется переделывать документы расследования по требованию ФСС или ГИТ. Да и в случае судебного разбирательства с пострадавшим, грамотно составленные документы сыграют важную роль.
Для начала хочу напомнить, что все требования, относящиеся к расследованию и оформлению несчастных случаев на производстве изложены не только в Трудовом кодексе РФ, но и в Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (далее Постановление №73). Эти два документа во многом дублируют друг друга, но при этом и дополняют. Поэтому внимательно читать нужно оба документа.
Начнем со сроков расследования.
В статье 228 Трудового кодекса РФ написаны страшные слова – работодатель обязан немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации. Но что значит немедленно? А на этот вопрос есть ответ в пункте 5 Постановления №73 - О каждом страховом случае работодатель (его представитель) в течение суток обязан сообщить в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя). Значит у нас есть целые сутки, чтобы разобраться, с возникшей ситуацией.
Перечень организаций, которые необходимо оповестить о несчастном случае, есть в Трудовом кодексе РФ. Извещение по установленной форме отправляем факсом (нам нужно подтверждение отправки). Как правило в этих организациях факсы работают на автоответчике, но не забудьте после отправки на автоответчик, перезвонить и удостовериться, что факс получен. Если по какой-то причине вовремя не получается отправить сообщение факсом, значит едем лично в эту организацию с двумя экземплярами извещения, на одном из которых вам должны поставить отметку о приеме.
В эти же первые сутки после происшествия, необходимо издать приказ о расследовании с составом комиссии. И тут часто возникает ошибка. Если травма легкая, то никаких вопросов нет – комиссия из работников организации. А вот если несчастный случай тяжелый, групповой или смертельный, то комиссию нужно собрать не только из работников организации, но и из уполномоченных сотрудников организаций, которых мы оповестили. А от них очень редко приходит ответ в этот же день. Иногда приходится ждать ответа о том, кто будет в комиссии и по нескольку дней. В такой ситуации создаем комиссию, как по легкому случаю и начинаем собирать документы по расследованию. Так же следует поступить, когда есть сомнения в тяжести травмы, а врачи сразу же не дают заключения. Когда появятся сведения о представителях контролирующих органов, которые войдут в состав комиссии, нужно будет просто издать еще один приказ, с новым составом. Если у новых членов комиссии появятся дополнительные вопросы, не отраженные в протоколах опросов, составляются дополнительные протоколы опроса.
На расследование легкого несчастного случая нам законодательством дается 3 дня. Для расследования тяжелого, группового и смертельного случая, дается 15 дней. Дни эти календарные и исчисляются они со дня издания приказа на расследование. Если требуются дополнительные проверки, экспертизы, либо по другим причинам расследование не удается завершить в положенный срок, то его можно продлить. Продление расследования оформляем распоряжением председателя комиссии. По закону не более чем на 15 дней. Если опять в срок не укладываемся (например, ждем решения следствия ГИБДД после аварии), то продлеваем еще на 15 дней. Если потеря трудоспособности наступила не сразу, либо работодатель узнал о несчастном случае по прошествии какого-то времени, то такое расследование проводится по заявлению пострадавшего в течении 30 дней, опять же со дня подписания работодателем заявления от пострадавшего.
Еще одной распространенной ошибкой в расследовании, является неправильно установление причин несчастных случаев на производстве. Такая ошибка как правило возникает, когда проводится расследование внутренней комиссией организации, без привлечения членов комиссии из надзорных органов (по легким травмам). Часто комиссия обвиняет во всем самого пострадавшего, тем более, когда он сам признает свои ошибки.
Действительно, в подавляющем большинстве несчастных случаев причиной является человеческий фактор. Но не стоит при этом забывать об обязанностях работодателя по обеспечению безопасных условий труда. И тут очень важно определить основную и сопутствующие причины. Комиссия по расследованию должна быть беспристрастна.
Пример:
Работник, выполняя работу на пневматическом прессе с двуручной системой управления, сунул руку в зону работы пресса, чтобы смахнуть стружку с заготовки. Станок в это время сработал и палец руки рабочего попал под пресс. Комиссия по расследованию несчастного случая, приходит к выводу, что рабочий сам виноват – ведь в инструкции по охране труда написано, что во время работы пресса, дотрагиваться до заготовки или рабочих механизмов запрещено, и пишут в Акте Н-1 грубая неосторожность пострадавшего 100%.
На первый взгляд вроде все правильно – работник был проинструктирован, что так делать нельзя. Но давайте посмотрим на ситуацию, с другой стороны.
По правилам прессы должны быть оборудованы двумя кнопками включения, чтобы обе руки работника были заняты, и он не имел возможности даже одной рукой дотронуться до действующего механизма или заготовки. Мало того. Согласно правилам ПОТ Р М 006-97 «Межотраслевые правила по охране труда при холодной обработке металлов»
-Длительность воздействия на пусковые кнопки (рычаги) двуручного управления должна исключать возможность последующего ввода рук в опасную зону во время рабочего хода. Преждевременное освобождение кнопок (рычагов) во время рабочего хода должно вызывать остановку пресса или возврат рабочего органа в исходное положение.
Значит, что, либо одна из кнопок управления станком была заблокирована, либо не отлажен механизм хода пресса. А это уже вина мастера (как непосредственного руководителя, пострадавшего), который не доглядел неисправность, а также ремонтников, которые не наладили безопасную работу оборудования.
Для правильной формулировки причин несчастного случая пользуемся Приказом от 21 февраля 2005 г. N 21 «О порядке редставления оперативных и аналитических сведений о групповых несчастных случаях с тяжелыми последствиями и иных чрезвычайных происшествиях и о состоянии и причинах производственного травматизма»
Получается как минимум три причины несчастного случая:
1) Эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования (03) – пострадавший работал на неисправном оборудовании
2) Неудовлетворительная организация производства работ (08) – мастер не проконтролировал безопасность работника при выполнении работы
3) Прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (15) - нарушение пострадавшим требований охраны труда, изложенных в инструкции.
И именно в таком порядке, так как если бы станок был исправен, работник просто физически не смог бы сунуть в него руку. Соответственно ни о какой грубой неосторожности пострадавшего не может быть и речи.
Данный пример показывает, что очень важно при расследовании несчастного случая, перечитать все соответствующие инструкции и правила, прежде чем выносить окончательное решение о причинах и виновных в данном происшествии.
Комментарии
Подтверждением того что станок исправен является сертификат Таможенного союза. Станок по всей видимости советский и руководство не захотело потратить 10-15 тысяч на его сертификацию.
Приведенный пример не из моей практики. Просто моделировала ситуацию, чтобы показать "что очень важно при расследовании несчастного случая, перечитать все соответствующие инструкции и правила, прежде чем выносить окончательное решение о причинах и виновных в данном происшествии." ПО этому в данной ситуации статус правил не проверяла. Возможно Вы и правы.
На счет создания комиссии: Если не кому подписывать приказ о создании комиссии (отсутствие такого человека (отпуск\болезнь и т.д.) ,а доверенности на других нет), то что делать в данном случае?
Вы начали про уведомления органов (от ФСС и дальше). В течении суток мы обязаны известить (сообщить, кстати есть оф форма сообщения о легком НС). Но если факс не включили? а дальше выходные... не забывайте про филиальность, что сообщать нужно именно в ФСС, по Юр адресу! КУДА ехать? КОМУ звонить???
как то не полностью открыли тему.
точнее даже 1/3 не рассказали.
Вина в данном "Неудачном" случае сотрудника явно есть!
Если не кому подписывать приказ о создании комиссии (отсутствие такого человека (отпуск\болезнь и т.д.) ,а доверенности на других нет), то что делать в данном случае?
Но если факс не включили?
как то не полностью открыли тему.
точнее даже 1/3 не рассказали.
А каждую жизненную ситуацию не предусмотреть... факс не включили (хотя теперь кроме факса можно сообщения и по электронке отправлять), принтер сломался и Вы не смогли вообще распечатать извещение или поехали лично отвозить извещение в ФСС, а по пути машина заглохла, или пробка на дороге образовалась....
Я думаю, что любой специалист по охране труда, даже начинающий, - это взрослый грамотный человек, способный думать и принимать решения в нестандартных ситуациях (работа у нас такая).
рабочий при уборке стружки рукой сам нажал на кнопку другой рукой и должна была быть заблокирована именно та кнопка которая должна включаться той рукой, которой и убирал стружку рабочий. Кстати, я пишу, что пресс внезапно сработал, хотя комиссия не констатировала внезапность срабатывания, что тоже очень важно. Но это все нужно было установить при расследовании, а не обвинять голословно рабочего в нарушении инструкции, ссылаясь на "ведь в инструкции по охране труда написано, что во время работы пресса, дотрагиваться до заготовки или рабочих механизмов запрещено". Но в том то и дело, что рабочий смахивал стружку, не во время работы пресса, а когда пресс не работал, а затем сработал. Или в инструкции подразумевается, что пресс должен быть полностью отключен? Но тогда это требование к работнику и должно быть так записано. Хотя оно с точки зрения технологии производства глупость. Обычно на время отключаются для остановки лишь рабочие механизмы, а не само оборудование. Но и в этом случае нельзя обвинять рабочего за нарушение коряво написанного требования. Можно было к нему предъявить претензии, почему он не применил специальный ручной инструмент для смахивания стружки, которым он долен быть обеспечен. Но, видимо, комиссия не додумалась до этого, потому что и такого инструмента вообще не было. Странно также, что комиссия в отношении безопасной работы на оборудовании ссылается только на какую-то инструкцию с невнятным содержанием, игнорируя меры безопасности, которые должны быть указаны в сопроводительных документах завода-изготовителя. а указывая неисправности оборудования ссылается на правила по холодной обработке металла, а не ГОСТы и ТУ, по которым изготавливался станок и технический регламент о безопасности оборудования.
Вызывает сомнение и формулировка второй причины - Неудовлетворительная организация производства работ – то есть мастер не проконтролировал безопасность работника при выполнении работы. Общее описание причины раскрывается конкретным описанием, но настолько размытым и неясным, в чем же сущность деяния мастера - что он не проконтролировал безопасность работника при выполнении им работы на прессе.
Если он не проследил за приемами работ во время выполнения рабочих операций, то мастер и физически не мог это сделать, да и надзирать всё время за работником он в данном случае не обязан. Рабочий допущен к самостоятельному выполнению работ. Если он не проследил за исправностью пресса и его проверкой рабочим, то мастер обычно участвует в проверке пресса при приемке в эксплуатацию после ремонта или длительного простоя, а перед началом работы его проверяет сам рабочий согласно инструкции по ОТ. Проверял ли рабочий пресс, приступая к работе, комиссия не установила. Может и не проверял. Но даже если работник проверил пресс и он находился в исправном состоянии, это не значит, что пресс в процессе работы не мог выйти из нормального режима работы и быть неисправным.
Но может быть другая причина неудовлетворительной организации работ - в неудовлетворительной системе ремонтов и технического обслуживания пресса (прессов). Комиссии также не проводила соблюдения графиков ремонтов и ТО оборудования и их соответствия по срокам нормативным требованиям. Тем более, что подозревается в изношенности и устарелости этого оборудования, выпущенного ещё в советские времена.
ТК РФ ст.228-1 "Порядок извещения...": В статье обязывают извещать при :
1) ГРУППОВЫХ н/с
2) при н/с в ПЛАВАНИИ
3) при ОТРАВЛЕНИЯХ
Все. Ни о каких извещениях ЛЕГКИХ н/с нигде ничего не сказано. Не потому ли ГИТ благополучно и без последствий для себя не учитывает легкие травмы?
Автор ссылаясь на ст.228 о немедленности извещения органов, не видит, что в ней указывается конкретно - при тяжелом и смертельном. Легкие случаи не упоминаются. Акцент на других видах. А какие органы извещаются? ст.228-1 однозначно указывает о необходимости известить органы при: групповом, тяжелом и смертельном исходе. О легких травмах ни слова! И опять акцентируют, направить извещение по установленной форме. О форме смотри выше.
Как вы думаете кто недоработал?
О легких травмах ни слова!
-а в Постановлении №73 пункт 5 сказано:
О легких травмах ни слова!
-а в Постановлении №73 пункт 5 сказано:
5. О каждом страховом случае работодатель (его представитель) в течение суток обязан сообщить в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя) .Другое дело, что формы сообщения о легких случаях нет, по этому для удобства пользуются формой извещения.
Приказ ФСС РФ от 24.08.2000 N 157. Приложение 1
СООБЩЕНИЕ О СТРАХОВОМ СЛУЧАЕ
А во-вторых чем это сообщение отличается от формы извещения?
И в-третьих, мне кажется выше Вы писали о том, что вообще "Ни о каких извещениях ЛЕГКИХ н/с нигде ничего не сказано."
Во-первых, а почему Вы как СОТ не должны знать приказ ФСС? на сайте ФСС ОН был опубликован
И на сайте Консультант + он (приказ) так же присутствует.
Во-вторых, отличие в том, что есть другой документ - Вы бы хоть его посмотрели. Есть постановление 73, в котором черным по белому говорится про СООБЩЕНИЕ о страховом случае, а не извещении.
В-третьих, Вам кажется, ибо мой первый коммент -
ИМХО, так что если в ТК написано при каких именно надо кого-то извещать, то неважно, что там в других НПА писано.
По поводу формирования комиссии - есть в ТК РФ слово "незамедлительно" (ст. 229), но это можно и растянуть, так как больше ни где нет конкретики, типа "не позднее чем.." Могут возникнуть сложности с созданием комиссии начиная от, как высказывалось выше, отсутствия директора на рабочем месте (директоры разные бывают), до не понимания кого же конкретно включать в комиссию, например, главой, хотя уже есть ответ от медиков о том, что случай тяжелый.