Консультант по охране труда. Выпуск №4 - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Новатика - обучение для СОТ
Сфера

Консультант по охране труда. Выпуск №4

Консультант по охране труда. Выпуск №4
«Консультант по охране труда». Выпуск №4. 

Вопрос №13
В нашем предприятии процесс присвоения разряда организован следующим образом: работника направляют на курсы профессионального обучения в обучающую организацию, там он сдает квалификационные экзамены, получает соответствующее удостоверение. Затем работник пишет заявление в тарифно-квалификационную комиссию, его начальник пишет представление. Но, проверка знаний проводится по вопросам и билетам по ОХРАНЕ ТРУДА. Комиссия не задает вопросы из раздела "Должен знать", не проверяет качество и правильность выполнения отдельных работ, указанные в разделах "Примеры работ" или "Характеристика работ", не фиксирует нормы выработки, времени, обслуживания при обеспечении необходимого качества работ. В штатном расписании предусмотрены профессии рабочих с 6 разрядом, но на самом деле на нашем предприятии они не выполняют такие сложные работы, не обслуживают оборудование указанное в ЕТКС.
Так сложилось, что работодатель возложил обязанности по организации проверки знаний на присвоение разряда на специалиста по охране труда. Но ведь согласно ЕТКС, организация проверки квалификационной комиссией теоретических знаний рабочих и сдачи ими пробы является обязанностью мастера, прораба, начальника смены или другого руководителя соответствующего подразделения.



Вопрос №13
В нашем предприятии процесс присвоения разряда организован следующим образом: работника направляют на курсы профессионального обучения в обучающую организацию, там он сдает квалификационные экзамены, получает соответствующее удостоверение. Затем работник пишет заявление в тарифно-квалификационную комиссию, его начальник пишет представление. Но, проверка знаний проводится по вопросам и билетам по ОХРАНЕ ТРУДА. Комиссия не задает вопросы из раздела "Должен знать", не проверяет качество и правильность выполнения отдельных работ, указанные в разделах "Примеры работ" или "Характеристика работ", не фиксирует нормы выработки, времени, обслуживания при обеспечении необходимого качества работ. В штатном расписании предусмотрены профессии рабочих с 6 разрядом, но на самом деле на нашем предприятии они не выполняют такие сложные работы, не обслуживают оборудование указанное в ЕТКС.
Так сложилось, что работодатель возложил обязанности по организации проверки знаний на присвоение разряда на специалиста по охране труда. Но ведь согласно ЕТКС, организация проверки квалификационной комиссией теоретических знаний рабочих и сдачи ими пробы является обязанностью мастера, прораба, начальника смены или другого руководителя соответствующего подразделения.
Правильно ли это и как должно быть?

Ответ:
Насколько понятно из вопроса, работники вашего предприятия проходят обучение и сдают квалификационные экзамены по профессии в обучающей организации. И именно комиссия обучающей организации оценивает теоретические знания рабочих и их стажировку на рабочем месте со сдачей квалификационных проб. На предприятии же процесс присвоения очередного разряда совмещен с проверкой знаний требований охраны труда. В общем-то, это удобно, но не стоит забывать, что работники, работающие во вредных и опасных условиях труда должны проходить такую проверку знаний ежегодно. В комиссии по проверке знаний требований охраны труда обязательно должен быть инженер (специалист) по охране труда.
Приведение работодателем наименований должностей в соответствие с Квалификационным справочником, ЕТКС и ОК 016-94 обязательно только в том случае, если с выполнением данных работ связано предоставление компенсаций и льгот (например, право на досрочную пенсию, на дополнительные отпуска), либо при наличии ограничений (например, при выполнении тяжелых работ), а также при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам.
Требования к таким должностям должны указываться в трудовом договоре в соответсвии с квалификационным справочником.
Так же наименование должностей и профессий в соответствии с ЕТКС обязательно в отношении организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Вопрос №14 
В этом году в нашей организации будет проводиться проверка инспекциеи по труду. Как подготовиться к ней и чем это нам грозит?

Ответ:
В любой организации рано или поздно звучит это «страшное» слово ПРОВЕРКА. Но если хорошо подготовиться к этому событию, то оказывается все не так уж страшно. Давайте разберемся, что же это такое, как к ней подготовиться и какие документы будут нужны.
Законодательством предусмотрено два вида проверок - плановая и внеплановая. Любая из этих проверок по сроку не может превышать 20 рабочих дней, но иногда, в особых случаях, срок может продлеваться.
Плановая проверка проводится с целью установить (ст. 9 Закона N 294-ФЗ, абз. 4 п. 48 Регламента (утв. Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н):
- соблюдает ли юридическое лицо требования законодательства;
-соответствуют ли сведения, содержащиеся в уведомлении о начале осуществления предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановая проверка может быть документарной или выездной. Проверка проводится не чаще 1 раза в 3 года в соответствии со сводным планом проверок, который размещается в конце каждого года на сайте Генеральной прокуратуры РФ.
Но в отношении организаций, осуществляющих деятельность в области образования, здравоохранения, в сфере теплоснабжения, энергосбережения, электроэнергетики, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться чаще. Перечень таких видов деятельности утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944.
О предстоящем проведении плановой проверки контролирующие органы должны уведомить юридическое лицо не позднее, чем за 3 рабочих дня до ее начала.
Внеплановая проверка проводится для:
- контроля выполнения предписаний контролирующих органов;
- проверки соблюдения юридическим лицом обязательных требований законодательства;
- проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан.
О проведении внеплановой выездной проверки контролирующие органы должны уведомить юридическое лицо не менее чем за 24 часа до ее начала.
Внеплановая проверка осуществляется:
- для контроля исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений;
- на основании обращений или жалоб граждан, а так же из СМИ о фактах нарушения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов; о
возникновения угрозы причинения вреда здоровью граждан, животным, растениям, и т.д.;
о нарушения прав потребителей;
Конечно, у работодателей есть определенные права, при проведении проверок:
Работодатель имеет право получить уведомление о предстоящей проверке от контролирующего органа.
Уведомление о проверке необходимо зарегистрировать в книге регистрации входящей корреспонденции.
Но в то же время, работодатель не уведомляется о проверке, если она проводится на основании заявления работника о нарушении его прав или при возникновении угрозы здоровью и жизни граждан.
Руководитель организации имеет право получить заверенную копию распоряжения (приказа) о проведении проверки.
Работодатель имеет право присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по относящимся к ней вопросам.
Если руководитель организации (или уполномоченное лицо) отсутствует, то контролирующие органы не в праве проводить проверку .
Работодатель должен быть ознакомлен с результатами проверки под роспись.
Проверяющие должны оставить запись о проведении проверки в журнале учета проверок.
Перечень документов, которые будет необходимо предоставить проверяющему, указывается в распоряжении о проведении проверки. Но проверяющий инспектор вправе потребовать, представить ему дополнительные документы. И тут есть одна тонкость. Предоставляйте инспектору только те документы, которые он просит, и никогда не выкладывайте перед ним сразу все документы, какие у вас есть. Зачем давать проверяющему дополнительную возможность найти у вас недочеты?
Если работодатель не согласен с результатами проверки, то он может заявить об этом в течение 15 дней с момента получения акта. По возможности свои возражения нужно подкрепись соответствующими документами.
Можно также обжаловать действия проверяющего или наказание, вынесенное им в суде или в вышестоящем органе государственной власти.
По окончании проверки должностное лицо, проводящее проверку, должно оформить акт по установленной форме.
Руководитель организации в акте может выразить свое несогласие с результатами проверки или с отдельными действиями должностных лиц.
Государственные инспекторы труда при проведении проверок вместе с актом могут выписывать работодателям и должностным лицам предписания об устранении нарушений трудового законодательства.
Также инспектор труда, как правило, выписывает протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и привлекает к административной ответственности организацию, ее руководителя или отдельных работников, допустивших нарушения.
В заключении хочется добавить, что с 2015г. штрафы за нарушения в области охраны труда повысились и для юридических лиц стали составлять десятки тысяч рублей.  
Материал подготовила Татьяна Бурьян

Комментарии

20 февраля 2015 22:11
По-моему, условия и процесс присвоения разряда, описанные в вопросе 13, организованы неправильно. Прежде всего, допущены два существенных несоответствия:
1. профессиональная подготовка организована в отрыве от конкретного производства: технологии, оборудования, инструмента,  материалов,  продукции, условий работ и пр. данного предприятия. Мало знать "в общем" в соответствии с квалификацией, нужно еще уметь применять знания в конкретном деле.



2. тарифно-квалификационная комиссия предприятия подменяет комиссию по проверке знаний охраны труда, что не предусмотрено НПА.
Завышение разрядов относительно требуемых для выполнения работ - это проблема работодателя, пытающегося таким образом заинтересовать работника более высоким заработком и закрепить  его к работе.  Однако, это приводит к девальвации  квалификационного уровня работника и его профессиональному застою.
27 февраля 2015 18:33
Здравствуйте. я работаю в г. Ростове на дону в РУБанке, я занимаюсь оформлением кретитов и страховок от потери работы и смерти, совсем недавно руководство банка стало заставлять оформлять НПФ(Негосударственный пенсионный фонд), я считаю что это не в ходит в мои обязанности и не стала заниматься оформлением НПФ, продолжила работать, как и раньше оформление кредитов и страховок , но дошло до того , что руководство стало угрожать , что уволит меня если я не стану оформлять НПФ. Имеют ли они право уволить меня, если я дальше не буду оформлять НПФ?

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл